1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Материалы к лекции № 4 по истории русской философии

Русская философия ХIХ в. (до создания философских систем)

Первые десятилетия XIX в. в России характеризуются интересом к европейской философии. В центре внимания крупнейшие представители немецкой классической философии И. Кант, Г. Гегель и Ф. Шеллинг.
В этот период русские философы задаются такими вопросами, как: Действительно ли все разумно в мире? Кто мы? Каков путь России? На что ориентироваться – на Запад или на собственную самобытность? Что восторжествует Дух или материализм?
В 1823 г. в Москве возникает философский кружок "Общество любомудров", созданный очень молодыми людьми (председателю В.Ф. Одоевскому было 20 лет, секретарю Д.В. Веневитинову - 18, будущему славянофилу И.В. Киреевскому - 17). Кружок просуществовал немногим более двух лет. Событие это стало знаменательным: среди "любомудров" оказались те, кто впоследствии играл важную роль в общественной и культурной жизни России. Они попытались осмыслить немецкую западную философию применительно к России. Их эстетическое восприятие и переживание философских идей определило своеобразие русского романтизма. "Философия есть истинная поэзия, а истинные поэты были всегда глубокими мыслителями, были философами", - провозглашал гениальный юноша Дмитрий Владимирович Веневитинов (1805-1827). Другой романтик Одоевский вспоминал: "Моя юность протекла в ту эпоху, когда метафизика была такою же общею атмосферою, как ныне политические науки".
Основными направлениями русской философии XIX в. являлись:
I. Оригинальная русская философия:
• философия и идеология декабристов;
• философия П.Я. Чаадаева;
• философия западников и славянофилов.
II. Философия религиозного реформаторства (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой);
III. Революционно-демократическое и православно-консервативное направления русской философии.
I. Война 1812 г.
1. Декабристская философия была представлена творчеством П. Пестеля, Н. Муравьева, И. Якушкина, М. Лунина, И. Киреевского, В. Кюхельбекера и др.
Основная направленность философии декабристов - социально-политическая. Ее главными идеями были:
• приоритет естественного права;
• необходимость для России правового строя;
• отмена крепостного права и предоставление земли тем, кто на ней работает;
• личная свобода человека;
• ограничение самодержавия законом и представительными органами либо замена его республикой.
Два главных течения, связанных с религией
- атеистическо-материалистическое – религия вредна, против самодержавия, опора должна быть сделана на традиции русского сознания – вечевые традиции;
- религиозно-деистические (Пестель, Муравьев, Якушкин и др.).
Первоначальная обязанность человека – сохранение своего бытия (Возлюби Бога и ближнего своего), человек имеет право на противодействие злодеянию). Много общего у декабристов   философом П.Я. Чаадаевым.
2. Историческая философия Чаадаева П.Я. Основными направлениями его философии были:
• философия человека;
• философия истории.
Интересы его располагались в области религии, философии, историософии.
 «Горе от ума» А.С. Грибоедова посвящено Чаадаеву.
В 20-х гг. А.С.Пушкин видел в нем выдающегося представителя либерализма и посвятил ему знаменитое стихотворение, которое заканчивается словами:
Товарищ, верь, взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена.
По иронии судьбы тот, кому она была адресована, через несколько лет стал создателем глубоко пессимистического взгляда на Россию.
Философские интуиции Чаадаева изложены в знаменитых восьми "философических письмах", из которых только одно при жизни было напечатано в России (журнал "Телескоп" 1836 г.). В результате журнал был закрыт, а автор объявлен сумасшедшим. Чаадаев впервые в русской истории связал вопросы сознания, культуры и смысла истории в единую проблему человеческого бытия, которое имеет иерархическую структуру. Вершина - Бог; затем всеобщее сознание (надындивидуальное) и сознание индивидуальное. Самый низкий уровень - природа как феномен человеческого восприятия и деятельности.
В «Философических письмах» П.Я. Чаадаев характеризует тяжелое положение русского народа и пытается ответить на вопрос о судьбах России, найти корни современной жизни в истории страны. Он считал самой печальной чертой русской цивилизации ее изолированность от общечеловеческого развития. Главные пороки русской жизни Чаадаев видел в самодержавии и крепостничестве. Чаадаев чувствовал отвращение к николаевской России и, как сам впоследствии признался, впал в крайность, придя к искажению русской истории. Вместе с тем он не отрицал общечеловеческую роль русского народа. Божественная идея, лежащая в основе человеческого мира, по его мнению, полнее всего выражена в христианской религии, которую он считал самым непосредственным общественным стимулом. Различием католичества и православия он объяснял неодинаковость западной и русской цивилизации. Россия, приняв византийское православие, замкнулась в своем религиозном обособлении, в стороне от европейских принципов жизни. Чаадаев отдавал предпочтение католицизму, считая, что в нем заложено некое объединяющее начало, которое сформировало западный мир, создало политический уклад, философию, науку, улучшило нравы.
Чаадаев был одним из создателей русской историософии (философии истории). Характерной ее чертой является провиденциализм - истолкование исторического процесса как осуществления замысла Бога. По его мнению, сущность исторического процесса состоит не в физическом существовании, а в развитии духа. Движение мысли - вот подлинная история. Движущей силой общественного прогресса он считал нравственность, основанную на христианских идеалах и ценностях.
В учении о человеке он также подчеркивал значение разума и нравственности.
Из двух выделяемых им видов познания - опыта и непосредственного озарения - безусловное предпочтение отдавал последнему.
Необходимо отметить, что «Философические письма» Чаадаева оказали большое влияние на последующее развитие русской философии. К проблемам, поднятым Чаадаевым, впоследствии не раз обращались российские философы.
Человек, по Чаадаеву, есть соединение материальной и духовной субстанций. Жизнь человека возможна только в коллективе. Находясь с рождения и до самой смерти в нем (обществе), человек становится человеком, вырастает как личность. Коллективное (общественное) сознание полностью определяет индивидуальное, субъективное. Жизнь в коллективе - основной фактор, отличающий человека от животных. Чаадаев выступал против индивидуализма, эгоизма, противопоставления частных, узкокорыстных интересов общественным.
Россия ни европейская, ни азиатская цивилизация, никакая. Что касается истории России, то, по его мнению, Россия "выпала" из мирового исторического процесса. Будущее России, по Чаадаеву, - вернуться в мировое историческое поле, освоить ценности Запада, но благодаря своей сложившейся столетиями уникальности выполнить историческую миссию в рамках общечеловеческой цивилизации.
Одним из главных факторов, влияющих на историю, судьбу государств и народов, по мнению философа, является географический. Главными причинами, вызвавшими деспотическое самодержавие, диктат центральной власти, крепостное право, Чаадаев считал необъятные, несоизмеримые с другими странами просторы России.
«Эталон совести, дал стране философскую перспективу, нравственное зеркало России» (Таранов)
Только после Чаадаева русская философия стала философией в подлинном смысле этого слова. Он оказал огромное влияние на славянофилов и западников.
3. Проблемами истории, выбора исторического пути для России занимались представители философских направлений "западников" и славянофилов.
Видными представителями западников являлись А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский.
Западники хорошо усвоили философские традиции современной им западной философии (материализм, эмпиризм) и пытались привести их в русскую философию.
По мнению западников, отдельного от остальной цивилизации, "уникального" исторического пути России нет. Россия просто отстала от мировой цивилизации и законсервировалась сама в себе. Благо для России - освоить западные ценности и стать цивилизованной страной.
Атеисты, пытавшиеся вписать Россию в процесс развития европейской культуры. Человек - материальное существо. Призывали к крестьянской революции.
Оппонентами западников являлись славянофилы. Их лидерами были А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.Н. Островский, братья К.С. и И.С. Аксаковы. Основными их идеями были:
- религиозность – история, быт, мораль, истинная вера, истинная церковь, Православие приведут на путь спасения, все зло в отходе от православия;
- противопоставление внутренней свободы господству внешней необходимости (противники любого авторитета, не авторитет, а Истина, человек руководствует своей совестью);
- соборность (чисто русская идея; принцип – единство во множестве, особый вид луховного коллектива, принцип соборности противопоставляется индивидуализму – семья, церковь, общество и государство);
- принципиальное отличие России от западной цивилизации (Запад предал религиозное начало – эгоистические индивидуумы). Опираясь на Православие, Россия идет своим путем.
По их мнению, любые реформы и попытки насадить на русскую почву западные традиции рано или поздно оканчивались для России трагически.

II.Ф.М. Достоевский (1821-1881) (почвенничество) будущее России видел не в капитализме и не в социализме, а в опоре на русскую "национальную почву" - обычаи, традиции.
Место, которое занимает Достоевский в истории мировой культуры, по-разному оценивается исследователями его творчества:
- заступник "униженных и оскорбленных" (Н.А. Добролюбов);
- пророк русской революции (Дм.С. Мережковский);
- больная совесть русского народа (М. Горький);
- жертва эдипова комплекса (3. Фрейд);
- догматик и православный иезуит (Т. Масарик, 1850-1937 - чешский философ, культуролог, политик);
- аналитик человеческой свободы (Н.А. Бердяев).
Что такое философия у Достоевского? В письме к брату (1838 г.) он отвечает: "Философия есть тоже поэзия, только высший градус ее". Интуиция Достоевского сформулировала то, к чему пришла философия XX в. Романы Достоевского - философские трактаты, требующие философской интерпретации. Все, что пишет Достоевский, касается только человека в его устремлениях и тайных движениях души, оттого его произведения задевают каждого.
Его "Преступление и наказание" (1866) - история идеи исключительной личности, преодолевающей все нравственные преграды как "глупые предрассудки" человечности; идеи "избранных", которые распоряжаются по своему усмотрению инертным человеческим материалом; идеи "сверхчеловека". Так прочел роман Ф. Ницше, и это повлияло на его "Заратустру".
Ему интересно показать человека в экстремальных ситуациях.
"Бесовство", по Достоевскому, начинается с безобидного вроде бы конформизма: "Умалчивая о своих убеждениях, они охотно и с яростью будут поддакивать тому, чему просто не верят, над чем втихомолку смеются - и все это из-за того только, что оно в моде, в ходу, установлено столпами, авторитетами. А как можно пойти против авторитетов!" Взгляды конформиста меняются в зависимости от смены авторитетов. "Бесовство" гнездится там, где нет христианских критериев для различия добра и зла, где "потерявшие нитку" люди перестраиваются и действуют в зависимости от прихотливости натуры, невнятных "прогрессивных" убеждений, общественного мнения, меняющихся обстоятельств. "Слушайте, - оглашает заговорщикам свои проницательные расчеты Петр Верховенский, - я их всех сосчитал: учитель, смеющийся с детьми над их Богом и над их колыбелью, уже наш. Школьники, убивающие мужика, чтобы испытать ощущение, наши... Прокурор, трепещущий в суде, что он недостаточно либерален, наш, наш. Администраторы, литераторы, о, наших много, и сами того не знают".
Синтезом религиозно-философского видения является небольшая главка "Великий Инквизитор" в романе "Братья Карамазовы". В этой "поэме" Христос приходит на землю спустя 15 веков. Великий Инквизитор, узнав Его, приказывает арестовать и в ту же ночь приходит в темницу. В диалоге с Христом, точнее в монологе (Христос молчит), Великий Инквизитор обвиняет Его в том, что Он совершил ошибку, взвалив на плечи людей непосильное бремя свободы, которая приносит одни страдания. Человек, считает Великий Инквизитор, слишком слаб, вместо заповеданного идеала Богочеловека он стремится к материальным благам, к вседозволенности, власти, чтобы иметь все "здесь и сейчас". Стремление "иметь все сразу" вызывает страстное желание чуда, колдовства, с которым связаны ересь, безбожие как осуществление вседозволенности. Свободу проявления человеческого в этом мире сам человек ошибочно и по причине "слабости и подлости" своей понимает как абсолютное своеволие. Начинается это с того, что вначале люди подобны "детям, взбунтовавшимся в классе и выгнавшим учителя", но заканчивается "антропофагией", людоедством. Поэтому несовершенное человечество нуждается не в заповеданной Христом свободе. Ему нужны "чудо, тайна, авторитет". Это понимают немногие. Великий Инквизитор принадлежит к тем, кто прозрел глубинную истину большинства. Жажда необыкновенного, чуда, все и всех возвышающий обман скрывают то, что на самом деле руководит человеком: "перед кем преклониться, кому вручить совесть и каким образом соединиться в бесспорный общий и согласный муравейник ".
Христос все это понимает. Он видит торжество безличности. Молча выслушав Инквизитора, он также молча поцеловал его. "Вот и весь ответ. Старик вздрагивает... он идет к двери, отворяет ее и говорит Ему: "Ступай и не приходи более... не приходи вовсе... никогда, никогда"... Пленник уходит".
Началом смирения, к которому призывает Достоевский, является честность по отношению к себе самому. Это знание своих возможностей и ограниченности и мужественное принятие себя таким, каким я есть. Смириться - значит увидеть в себе и другом испорченную икону Человека Христа и пытаться сохранить в себе как священную заповедь неповрежденный остаток Человека. 
Ключевую роль как в судьбе государства, так и в судьбе отдельного человека, должна сыграть религия. Именно на ней держится человеческая духовность, которая оберегает человека от грехов и зла.
- не Церковь, а Христос - богооткровенная Истина;
- вне Христа, человек вне морали;
- нельзя стать человеком без самосовершенствования;
- проблема свободы (не только благо, но и бремя – ответственность, нельзя человека заставить быть счастливым и свободным).
Особую роль в философских взглядах Достоевского (которыми пропитано все его литературное творчество) занимает проблема человека. Достоевским было выделено два варианта жизненного пути, по которому может идти человек:
• путь человекобожества;
• путь богочеловека.
Путь человекобожества - путь абсолютной свободы человека. Человек отвергает всякие авторитеты, в том числе Бога, считает свои возможности безграничными, а себя - вправе делать все, он сам пытается стать Богом, вместо Бога. По Достоевскому, данный путь губителен и опасен как для окружающих, так и для самого человека. Идущий по нему потерпит крах.
Второй путь богочеловека - путь следования Богу, стремление к нему во всех своих привычках и поступках. Такой путь Достоевский считал наиболее верным, праведным и спасительным для человека.
Другой известный русский писатель, Л.Н. Толстой (1828-1910), он не славянофил и не западник, создал особую религиозно-философскую доктрину - толстовство. Основная тема его размышлений - смысл жизни, смерть и бессмертие, отчаяние и надежда, вера и неверие человека, живущего в культуре, проблемы отношений между человеком и обществом, религией и нравственностью, культурой и государством, социальной деятельностью (для Толстого - искусством) и жизнью. Такое впечатление все больше усиливалось под влиянием его позднейших публикаций "Так что же нам делать?", "Исповедь", "Что такое искусство?", религиозно-этических трактатов "Критика догматического богословия", "В чем моя вера?", "Царство Божие внутри нас" и др.
Суть толстовства в следующем:
• многие религиозные догмы должны быть подвергнуты критике и отброшены, как и пышный церемониал, культы, иерархия; религия должна стать простой и доступной для народа;
• главные идеи связаны с этикой и моралью;
• смысл жизни - самосовершенствование;
• все зло в человеке – от праздности (деградация личности);
• отказ от насилия как способа решения каких-либо проблем; непротивление злу насилием (подлинная человечность);
• опора не только на христианство, но и на все достижения человечества;
• возврат к природе, соединение умственного и физического труда.
За свои религиозно-философские взгляды в 1901 г. Л.Н. Толстой был подвергнут анафеме (проклятию) и отлучен от Церкви.
III.
Представителями революционно-демократического направления русской философии XIX в. были:
• Н.Г. Чернышевский;
• народники - Н.К. Михайловский, М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев;
• анархист П. Кропоткин;
• марксист Г.В. Плеханов.
Общая черта данных направлений - социально-политическая направленность. Все представители указанных течений отвергали существующий общественно-политический и экономический строй, будущее видели по-разному.
Н.Г. Чернышевский видел выход из создавшегося кризиса раннего капитализма в "возвращении к земле" (идея аграрности России), личной свободе и общинному укладу жизни.
Народники - за переход к социализму, минуя капитализм и опираясь на самобытность русского народа. По их мнению, для свержения существующего строя и перехода к социализму возможны все средства, наиболее эффективным из которых является террор.
Анархисты - вообще не видели смысла в сохранении государства и считали государство (механизм подавления) источником всех бед.
Марксисты видели будущее России в соответствии с учением К. Маркса и Ф. Энгельса социалистическим, с преобладающей государственной собственностью.
В противовес философии декабристов и другим направлениям философии, не согласующимся с официальной идеологией, возникло православно-консервативное направление. Его цель - отстоять существующий общественно-политический и нравственный порядок, нейтрализовать оппозиционную философию.
Представителями этого направления были И.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, К.П. Победоносцев.
Культурно-историческая типология Н.Я. Данилевского. Три ступени эволюции культурных типов: этнографическая, государственная, цивилизационная.
Другим представителем этого направления был К.Н. Леонтьев.
Одно из основных направлений философии Леонтьева - критика негативных явлений русской жизни. В центре данной критики был развивающийся капитализм. По мнению Леонтьева, капитализм - царство "хамства и подлости", путь к вырождению народа, гибели России. Спасение для России - отказ от капитализма, изоляция от Западной Европы и превращение ее в замкнутый православно-христианский центр (по образу Византии). Ключевыми факторами жизни спасенной России должны стать помимо православия самодержавие, общинность, строгое сословное деление.
Исторический процесс Леонтьев сравнивал с жизнью человека. Как и жизнь человека, история каждого народа, государства зарождается, достигает зрелости и затухает.
Если государство не стремится к своему сохранению, оно погибает. Залог сохранения государства - внутренне деспотическое единство. Цель сохранения государства оправдывает насилие, несправедливость, рабство.
Русский консерватор-государственник К.П. Победоносцев. Критика им нигилизма и либерализма, обличение безверия интеллигенции, поддержка уваровской триады «Православие, самодержавие, народность».

 

 

 

 

: