1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Материалы к лекции № 1 по истории русской философии

Социокультурный контекст и основные
течения русской философской мысли

Каждый народ, большой или малый, имеет свою историю, свою национальную культуру, свои качественные особенности, которые принадлежат только ему. Все народы вносят свой вклад в сокровищницу человеческой культуры, дополняют и обогащают её своей уникальностью. Рано или поздно в её недрах зарождается потребность участия в мировом культурном строительстве через творчество научных, художественных, религиозных, философских ценностей, а подлинные гуманистические ценности всегда выступали, существовали в индивидуальной и национальной форме.
Философия даёт знание, которое представляет собой синтез объективного и субъективного, общечеловеческого и национального. В этом содержательном смысле  философское знание наднационально.
Что касается вопроса о смысле деления философии по национальным признакам, то отечественная философия, в основном, исследует те же проблемы, что и мировая философия. Существует преимущественный интерес к определённым направлениям в философии, есть специфика постановки и способов их решения, обсуждения и переживания. В этом смысле мы говорим об английском эмпиризме, французском сенсуализме, немецком рационализме и русском космизме или символизме.
Так, Владимир Сергеевич СОЛОВЬЕВ писал: «По первому понятию фи­лософия относится исключительно к познавательной способности человека; по второму она отвечает также и высшим стремлениям человеческой воли, и высшим идеалам человеческого чувства, имеет, таким образом, не только теоретическое, но также нравст­венное и эстетическое значение, находясь во внутреннем взаимо­действии со сферами творчества и практической деятельности, хотя и различаясь от них».
Исходя из важного значения философии в общечеловеческой истории нам необходимо выявить и место в ней русской философии. Существует две точки зрения:
1.      Русская философия – феномен мировой философской мысли (ее самобытность, неповторимость, автономное развитие от иных влияний, специфический круг решаемых ею проблем).
2.      Русская философия решает проблемы мировой философии, являющиеся проблемами и русской философии. Речь идет о том, что не существует особенной русской философии (существует русский подход к мировым философским проблемам, русский способ их переживания и обсуждения. Нет национальной философии).
Исходя из анализа этих точек зрения, мы можем констатировать тот факт, что Истина где-то посередине:
- да, русская философия самобытна,
- да, вечные проблемы философии решаются разными народами и в том числе русским,
- но философия не только наука, но  критически осмысливаемое мировоззрение.
И все же мы вправе говорить о русской философии, как явлении, поскольку она отразилась и в русской ментальности и в исторических процессах русского государства.
Что же собой представляет социокультурный исторический контекст?
1. Россия – перекресток цивилизаций - своеобразное географическое положение – формирование различных этносов, каждый из которых внес определенный вклад в развитие государства Российского.
2. Сама история государства (Киевская Русь (взлет), монгольское время (упадок), Московское царство, Имперская Русь (взлет), Октябрьская революция – Советская Россия (провал), Россия посттоталитарная, возврат к дикому капитализму, разрушение всего ранее созданного и каждый из периодов отразился на ментальности русского народа.
3. Формирование типа русского человека. Русские философы говорят об антиномичности (совмещении двух противоположных начал в душе русского человека, в которой присутствуют):
а. природная, языческая стихия
б. аскетическое монашеское православие, которые лежат в основе формирования свойств русского характера.
4. Многонациональность русского государства. Создание имперского государства через насилие над иными народами. Экспансия, но в отличие от Англии и Франции территории входили в состав России (уст. единой администрации).
5. Авторитарная власть (диктат самодержавия).
У русской философии, как у любой другой философии должен быть и предмет рассмотрения, которым являются…
- проблема человека. Русская философии антропоцентрична, занята темой человека, размышлениями о его судьбе, путях развития, смысле и цели истории;
- космизм – космоцентризм Индии и Греции сохранился в русской философии (мы – частички космоса и каждый – сам космос) (восприятие космоса как единого целостного организма);
- проблемы выбора исторического пути развития России – между Востоком и Западом (специфическая проблема русской философии);
- проблема власти и государства;
- проблема социальной справедливости (кто виноват? что делать?);
- проблема идеального общества (утопичность русской философии);
- проблема будущего.
Главным предметом русской философии, объединяющим все эти  составные части является русская идея («Самобытность русского любомудрия», «Общечеловеческое содержание русской идеи» – Тутлис).
Предмет русской философии неразрывно связан с ее периодизацией:
1. Философская мысль средневековой Руси (Х-ХVII вв.):
- период зарождения древнерусской и раннехристианской философии Руси (10-13 вв.)
- философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского государства (Московской Руси и России) (13-17 вв.)
2. философия ХVIII в.
3. философия ХIХ в.
4. русская и советская философия ХХ в.
II. Историография русской философии (история изучения)
Имеет два направления:
- православно-консервативное
- просветительско-западническое
а. У истоков первого направления стоял архим. Гавриил (В.Н. Воскресенский). Вышедшая в 1840 г. в Казани его «Русская философия» стала первым историко-философским исследованием, первым исследованием по истории русской философии. Она рассматривает общий подход к истории (провиденциализм, Воля Божья), выделяет национальные особенности той или иной философии, описывает нации. На основании своей философии германец пред­ставлялся Гавриилу идеалистом, неутомимым в изысканиях, но часто односторонним в «построении умственной теории». Напротив, англичанин «во всей деятельности ищет пользы, одинаково к тому употребляя и скептицизм... и материализм». Русский человек «богобоязлив, до бесконечности привержен вере, престолу и отечеству, послушен, нерешителен и даже недеятелен там, где подозревает какое-либо зло от поспеш­ности, трудолюбив, хитр, непобедим в терпении, рассудите­лен, по отношению к любомудрию отличительный характер его мышления есть рационализм, соображаемый с опытом». Сущность русского ума - стремление сочетать рассудочность c набожностью, веру со знанием, что и придает особый коло­рит, настроение русскому характеру. Основными деятелями русской мысли, по мнению Гавриила, всегда выступали «ду­ховные лица», занимавшие высшие места в церковной иерар­хии.
Продолжили его деятельность И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, Н.А. Бердяев, В.В. Зеньковский, В.Н. Лосский и др.
Б. Противостоящее православно-консервативной историог­рафии просветительско-западническое направление восхо­дит к петровским временам (В.Н. Татищев); вершина этого направления - труды А.П. Щапова. В первую очередь это ка­сается его классического исследования «Социально-педаго­гические условия умственного развития русского народа» (1870). По мнению автора, интеллектуальная жизнь России не знала «подготовительного», средневекового периода. До европеизации у нас все пребывало в «умственном застое». И все потому, что русский народ в интересах самосохранения на протяжении целых веков был вынужден вести борьбу с дикой природой. Господство физического труда способство­вало сложению особого идеального типа древнерусского че­ловека; это не ученый, не мыслитель, а богатырь, трудник, вро­де Ермака, Хабарова и проч. Щапов приходил к заключению, что «без возрождающего гения передовых наций наш народ своими собственными умственными силами не мог бы вый­ти из этого застоя». Для этого потребовались реформы Петра I и в Рос­сию проникает западное просвещение, давшее начало само­бытной мысли. Русская философия, не имеющая корней в прошлом, зародилась «на широкой и самой плодотворной почве общечеловеческого мышления, разума и науки» и пред­ставляет собой «зачаток и развитие нового европейского интеллектуального типа». Суждения Щапова нашли самый жи­вой отклик в просветительско-западнической историогра­фии, представленной такими именами, как А.И. Введенский, Э.Л. Радлов, Г.Г. Шпет.
III. Основные сферы бытия, особенности и характерные черты русской философии.
Особенности русской философии:
- не стремление к абстрактной мысли, а чисто внутреннее, интуитивное, мистическое познание действий – символ, образ;
- тесная связь с жизнью – не отвлеченные, абстрактные вопросы, сколько практические проблемы устройства мира и человека. А философ не отвлеченный интеллектуал, а, прежде всего, просветитель, подвижник, исповедник или мученик идеи;
- тесная связь с литературой, наукой и искусством (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Н.В. Гоголь, В.Г. Белинский, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский) (цензура).
Основные сферы бытия русской философии:
- политика (декабризм, народничество и др.);
- художественная культура;
- религиозная мысль;
- наука (научный материализм, ноосфера).
Характерным признаком русской философии является религиозность.
Русская философская мысль, развившаяся на основе греко-православных представлений, кладет в основание всего Логос, который метафизичен и божественен. Основание западноевропейской философии – рацио (разум).
Русская философия – философия Любви (В.В. Розанов).
Черты русской философии:
- подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;
- специфическая форма выражения философских мыслей – художественное творчество и т.д.;
- целостность, стремление заниматься всем комплексом актуальных проблем;
- большая роль проблем морали и нравственности (панморализм);
- конкретность;
- широкое распространение в массах, понятность простому народу (учит жить в мире).