Нурбулат Масанов, Игорь Савин.РОССИЯ В КАЗАХСКИХ УЧЕБНИКАХ ИСТОРИИ
Индекс материала |
---|
Нурбулат Масанов, Игорь Савин.РОССИЯ В КАЗАХСКИХ УЧЕБНИКАХ ИСТОРИИ |
Страница 2 |
Страница 3 |
Страница 4 |
Страница 5 |
Страница 6 |
Все страницы |
Старые и новые образы в современных учебниках истории.//под.ред.Ф.Бомсдорфа,Г.Бордюгова. М.-2003.С.-301-312.
Новейшая историография Казахстана в период после обретения независимости концентрируется на изучении нескольких тем, и все они самым непосредственным образом вовлечены в общественные дискуссии дня сегодняшнего. Это было отмечено ещё 13 лет назад во вступительном слове «К вопросу о территориальной целостности Казахстана» У. Джанибекова на республиканской научно-практической конференции «Территория Казахстана: история и современность»: «... Исторический опыт, понимаемый как синтез истории, представляет сегодня не только научный, но, прежде всего, практический, политический интерес» (1).
Особый путь цивилизации
Первая из таких тем — это вопрос о роли кочевой цивилизации в мировой истории. Политическая подоплека исторических сочинений и историко-публицистических эссе на эту тему — доказать европейцам, что кочевничество — это особый путь развития цивилизации в определенных условиях и нельзя смотреть на культуру номадов как на недоразвитую, по сравнению с европейской. За этим положением просматривается желание предстать в глазах мирового сообщества и ближайших соседей не в привычной роли «младшего брата» под патронатом России/СССР, а в качестве самостоятельного субъекта исторического развития.
Например, «Концепция становления исторического сознания в Республике Казахстан», разработанная Национальным Советом по государственной политике при Президенте Республики Казахстан, подозревает традиционную советскую историческую науку в приверженности «моноцентристскому мировоззрению, согласно которому достижения человеческой культуры и техники приписывались исключительно европейской цивилизации. Богатейшее культурное и историческое наследие народов Востока оценивалось как архаичное, традиционалистское, патриархальное». Традиционным для историков суверенного Казахстана стало определение господствующей ранее методологии как «одномерной установки на толкование отечественного летописания сквозь призму истории доминирующей нации, «мессианской идеи доминирующего этноса» (2).
Вполне логичным в духе данной концепции выглядит стремление современных казахстанских учёных обособиться от традиций советской исторической школы и стать независимыми участниками процесса исторических исследований. Макаш Татимов, учёный-демограф, член национального совета по государственной политике на научно-практической конференции «Россия и Казахстан» заявил: «Нашу историю может написать только наша интеллигенция. Я думаю, что мы в скором времени немножко оторвёмся от российской зависимости». Далее, обращаясь к Кляшторному, известному востоковеду, написавшему много книг об истории кочевников, М. Татимов добавил:
«Далее Вы, являясь самым образцовым историком, ещё не вырвались из этого плена (этноцентризма). Самый лучший историк, с моей точки зрения, это Гумилёв, я преклоняюсь перед ним. Я призываю Вас быть верным традициям именно великого ученого Гумилева, а не Солженицына. Мы должны думать именно таким оброзом»(3)
История взаимоотношений России и Казахстана
Естественно, что наиболее актуальной темой, в рамках которой реализовывались упомянутые интенции — это история взаимоотношений России и Казахстана на протяжении нескольких веков. Этой теме посвящено огромное количество публикаций, научных, околонаучных и псевдонаучных дискуссий. Начало её разработки было положено ещё в недрах исторической науки советского Казахстана на рубеже 1980-х — 90-х гг. В ту пору представители академической общественности были более выдержанными в своих заключениях и старались избегать однобоких оценок. Вот, например, выступление Д. И. Дулатовой, доктора исторических наук, заведующей кафедрой истории Казахской ССР Казахского ГУ им. С. М. Кирова на «круглом столе», проходившем 27-28 июля 1990 г. в Институте истории, археологии и этнографии им. Ч. Валиханова АН Казахской ССР:
«Пора, наряду с объективно-прогрессивными сторонами (присоединения — Авт.), показывать во всей полноте и ужасающие последствия деяний царских колонизаторов. Кровавая колониальная политика царизма принесла неисчислимые страдания не только порабощенным народам, но и русскому народу».
Спустя несколько лет даже научные суждения стали более безапелляционными. В качестве примера можно привести фрагмент выступления учёных историков из Чимкента профессора Атауова и доцента Ибраева на республиканской межвузовской научной конференции:
В 1480 г. с помощью Касимовского ханства получило национальную зависимость Русское государство. С первых дней своего существовав это молодое государство проявило свои имперские амбиции, рассматривая всю территорию Золотой Орды как свою собственную» (4).
В дальнейшем «новое прочтение» истории взаимоотношений Росии и Казахстана превращается иногда в сплошной поток обвинений России в агрессивности по отношению к Казахстану: «... Мы знаем, по китайским источникам, что Россия специально провоцировала джунгарское нашествие, чтобы потом спасать казахов» (выступление М. Татимова на уже упоминавшейся конференции). «Русские никогда не занимались облагораживанием своих лесов и степей, а всегда пытались урвать что-нибудь у соседей» (из кн писателя А. Алимжанова, вышедшей в 1991 г.), «... завоевывать чужие земли- национальный признак русских» (из книги карагандинского учёного Абилева, рекомендованной Министерством просвещения Казахстана в качестве учебника истории). «Для русских шовинистов всё легко и просто. Им XVIII в. и по сей день мерещится одно и то же: русский солдат моет сап в Индийском океане» (5).
Несогласие с выводами о положительной роли России в истории Казахстана иногда приводит к обвинению историков, допустивших такие выводы в непрофессионализме. Так, эпитета «ученого-фальсификатора» удостоился В. О. Ключевский за то, что допускал в своих трудах сентенции вроде «на этот (казахи) обязан своим существованием России,... колонизация — благо для него» (6).
Частично подобные настроения проникли в содержание современных учебных программ по истории и учебной литературы. Разумеется, авторы учебников более осмотрительны, чем публицисты, и не допускают однобоких суждений, однако, общий вектор толкования роли России в казахской истории таков, что в основе стремления России развивать отношения с Казахстаном лежит не желание помощи из бескорыстного добрососедства (что подчёркивалось ранее), а жёсткий своекорыстный расчёт. Подобное прагматическое видение российско-казахстанских отношений, на наш взгляд, более продуктивно и беспристрастно, с точки зрения объективного раскрытия хода и исторических процессов. Нельзя только забывать, что, если речь идёт об учебной литературе, историкам нужно учитывать воспитательные и мировоззренические функции своих текстов, на основе которых у казахстанских школьников формируется восприятие соседних государств и народов.
Для примера рассмотрим три века российско-казахстанских отношений как они предстают в школьных и вузовских учебниках, изданных в Казахстане. Речь идёт, прежде всего, об учебниках по истории Казахстана, так специальных учебных пособий по истории России в Казахстане не издается и для изучения соответствующих разделов истории используются учебники, изданные в РФ.
Сразу следует оговориться, что нас в данном случае не интересует историческая достоверность предлагаемых в учебниках фактов, обоснованность используемых их авторами интерпретаций событий и дидактическая состоятельность и эффективность применяемых в учебниках форм изложения материала. Предметом нашего анализа является только образ России как субъекта российско-казахских отношений, создаваемый в рассматриваемых учебниках, риторические средства повествования, с помощью которых он конструируется, а также возможное влияние этого образа России на восприятие современных общественно-политических реалий, как российских, так и казахстанских. События {VIII-XIX вв. рассматриваются в учебнике Ж. К. Касымбаева «История Казахстана» для 9-го класса, выпущенного в 1995 г. в Алматы (7). Основным событием этого периода стало начало объединения части казахских земель и Российской империи. Ранее этот процесс назывался преимущественно как «добровольное вхождение», сейчас — спектр применяемых терминов более широк. В данном учебнике говорится о «принятии подданства» (С.9), отмечая, что «в сложившейся ситуации альтернативы этому решению не было» (С. 10). С самого начала подчёркивается вынужденный для Казахстана характер принятия подданства России и амбивалентная суть последствий этого шага: «Акт о подданстве сыграл определённую роль в ограждении казахов от непрекращающихся вторжений джунгарских войск, хотя дал возможность царизму решительнее, последовательнее проводить политику постепенной колонизации казахских земель» (С. 14). Ещё отчетливее «своекорыстие» России видно в следующем предложении: «Под видом защиты казахов Россия наращивала военно-оборонительный потенциал в районе Верхнего Прииртышья и алтайских горно-заводских предприятий» (С. 17). Далее возникает ещё один момент, который в дальнейшем будет часто присутствовать в характеристиках России как партнёра и союзника казахских племён: неравнозначность такого партнерства — Россия предстаёт могучим и коварным завоевателем, а казахские племена — слабыми и простодушными:
«...военно-оборонительные укрепления, объективно сыгравшие заметную роль в защите казахов в период нарастания джунгарской агрессии, в последующем стали опорными пунктами правительственной колонизации обширного края, богатого природными ресурсами. Казахи же, занятые изнурительной войной с Джунгарией, к тому же, полагая, что крепости с постоянными гарнизонами, артиллерией смогут стать для них опорой в трудное время, не препятствовали их строительству» (С. 17).
Так же не раз говорится о том, что Казахстан находился «в тисках двух держав (империй) России и Цинской» (С.31, 34).
В предлагаемых школьникам вопросах на закрепление материала роль России также предстаёт довольно однозначной: «Какие факты детелъствуют о расширении колониальной политики России в крае?» (С .19),«В чём проявлялся колониальный характер русско-казахской торговли?» (С.30). Нельзя сказать, чтобы все вопросы были посвящены только колониальному характеру российско-казахстанских отношений; большинства них касаются внутриказахских политических и экономических процессов. Но нет, при этом, ни одного вопроса, в котором бы мотивы и чины действий России в Казахстане были бы представлены в поле тельном свете.
В дальнейшем делается вывод о «политической зависимости значительной территории Казахстана от Российской империи» как о «главном факт негативно отразившемся на развитии казахско-русской торговли» (С и все последующие события во взаимоотношениях России и Казахстана ходят под знаком влияния этого фактора. О колониальном стремлении хвату казахских земель как о главным побудительном мотиве активности России в Казахстане говорится не раз (С.ЗО, 41, 45, 56, ПО, 111). В целом апелляции к колониальным захватам присутствуют во всех оценках значения и последствий присоединения Казахстана к России:
«В середине XVIII века в политическом и экономическом развитии Казазахстана произошли серьёзные перемены. Несмотря на колонизаторский характер земельной политики царизма казахско-русские торговые связи, а также взаимоотношения Казахского ханства с соседними странами развивались во взаимовыгодном направлении. Политика российского правительства, результатом которой было сужение диционных кочевий казахов, означала начало аграрного завоевания Казахстана» (С.ЗО).
«Те позитивные преобразования, которые начали осуществляться в с образования, торговли, не могли изменить общую колониальную на ленность политики царизма в регионе» (С. 45).
«С момента принятия российского подданства судьба казахского рода ещё теснее переплелась с судьбой народов России. В хозяйственной, политической, общественной жизни казахского народа происходят важные явления. Распространяется оседлость, закладываются основы промышленного и сельскохозяйственного развития, расширяется торговля, отдельные сферы культуры. Но развитие Казахстана шло в русле колониального влияния. Казахский народ был политически и экономически бесправным» (С. 111).
При этом в тексте немало говорится о содержании происходящих изменений в казахском обществе после принятия подданства России. И по контексту IV понять, что эти изменения явились положительными по своему значению для Казахстана. Но нигде в рамках одной фразы не выявлена роль России в этих положительных изменениях. Есть только одна сентенция, в отношении которой сосуществуют «положительность» перемен:
«Большинство казахского населения положительно относилось к происходящим переменам, т. к. казахи испытывали большую потребность в выходе на российский рынок, заключении военного союза и получения помощи от России перед лицом джунгарской агрессии» (С.110).
В учебнике немало страниц посвящено дружбе и сотрудничеству русского и казахского народов, которые несколько диссонируют общему фону хактеристики России как государства «Дружба казахского и русского надое не ограничивалась сферой хозяйства и культуры. Она окрепла в борьбе джунгарским нашествием, против гнёта кокандских правителей, других внешних сил. Это проявилось и в совместном отпоре нашествию войск Наполеона» (С.65). Далее красочно описывается участие казахских джигитов Отечественной войне 1812 г. и восхищение русских офицеров своими казахскими товарищами по оружию. С особым вниманием исследуется место казахов в крестьянской войне Е. Пугачева и примеры боевого содружество казахских и русских угнетённых слоев. Немало место уделено также пактам в сфере культуры: пребывание Пушкина и Жуковского в Оренбурге писание ими культуры и быта казахского народа, благожелательные отзывы о казахах русских путешественников и чиновников (В. Даль и др.).
Подводя краткие итоги, нужно отметить, что наиболее часто употребительным выражением для описания характера взаимодействия России и Казахстана в описываемый период является «подданство», что, конечно же, не предлагает равных взаимоотношений. Причём, на наш взгляд, преимущественное употребление только этого термина, позволяет автору избежать дихотомии между прежним советским «объединением» и не вполне достойным суверенного государства «присоединением». В тексте данного учебника особо подчёркивается подчинённый характер казахов в российско-казахском альянсе и вынужденный характер этого шага. Россия предстает прагматичны гигантом с корыстными намерениями, на фоне разрозненных и доверчивых
казахов. Объективно отмечаются разные по своему значению для Казахстана
последствия присоединения — как положительные, так и отрицательные. Но особо оговаривается, что планы России, прежде всего, касались колонизации и присвоения казахских земель. Специально оговаривается отсутствие вражды
между русскими и казахами на частном уровне, правда, это не касается
казахов. Подчёркиваются культурные связи между народами, с почтением
говорится о представителях русской литературы и науки.
Таким образом, на наш взгляд, можно говорить о том, что образ России учебнике подан таким образом, чтобы подчеркнуть захватнический характер колониальной политики российского государства и отсутствие противостояния с русским народом. Таковой образ представляется нам наиболее уместным с учётом сегодняшних реалий: в середине 1990-х гг. легитимация новой казахской элиты сопровождалась широким распространением идеологии «освобождения» от колониальной зависимости при учёте факта проживания в республике большого количества людей, считающих русскую культуру близкой себе или даже родной. Созданный в упоминаемом учебнике образ России как нельзя лучше вписывается в данную схему. Только нужно отметить, что отсутствие в тексте учебника положительных ассоциаций, связанных с Российским государством, может влиять на восприятие казахстанскими школьниками современной Российской Федерации, тем более, что в последние годы в ткань идеологии нынешней России всё больше вплетается идея преемственности российской государственности.
Данный учебник относится к середине 1990-х тт. Было бы интересно посмотреть, как подаются эти же темы в более современных изданиях. В учебнике «История Республики Казахстан» авторов Аманжола Кузембайулы и Еркина Абиля, выпущенном в 2003 г. (8), взаимоотношения с Россией описываются в следующих главах и параграфах (выборочно):
Тема 11 «Начало колониальной политики России в Казахских степях», включающая в себя параграфы «Принятие Российского протектората», «Колониальная политика России в Западном и Северном Казахстане»;
Тема 12 «Антиколониальная борьба казахов конца 18 — начала 19 веков»;
Тема 15 «Национально-освободительная война казахского народа 1824— 1864 гг.», параграфы «15.1. Колониальные мероприятия России в Среднем и Младшем жузе в 1822-1824 гг.», 15.2. «Начало национально-освободительной войны 1824—1837», 15.3. «Объединение казахских войск под руководством Кенесары Касымулы и восстановление казахского ханства (1837-1841)», 15.4. «Наступление русских войск и гибель Кенесары (1841-1847)», 15.5. «Завершение завоевания Казахстана».
Такую же тематизацию учебного материала можно отметить и в других пособиях. Например, в учебнике К. Рыспаева «История Республики Казахстан», выпущенном в 2002 г. (9) глава 6 так и называется «Казахстан — колония Российской империи», и в ней уже в названии первых двух параграфов — 1. «Принятие казахами Младшего и Среднего жузов подданства России. Начало колонизации», 2. «Усиление двойного гнёта. Внедрение новой системы управления» — намечен основной вектор изложения событий того периода. В учебнике Г. В. Кана 2002 г. « История Казахстана» (10), рекомендованного для студентов, раздел 5 так и называется « Процесс колонизации Казахстана Россией».
Как видим, единственным нововведением, по сравнению с учебником 1995 г., выглядит использование в одном из пособий термина «протекторат». Общая же направленность интерпретации событий, сформированная в середине 1990-х гг., сохраняется.
Последующий период в истории Казахстана — конец XIX — начало XX в. — рассматривается в учебниках истории для 10 класса. Для нашего рассмотрения мы избрали учебник М.К. и И.М. Козыбаевых 1997 г. выпуска (11). В нём продолжает реализовываться подход, который мы уже наблюдали применительно к более раннему периоду. Относительно объективно освещаются события, с разных сторон оценивается значение тех или иных исторических явлений, но при этом особое внимание уделяется отрицательным последствиям колонизации для казахов:
«В начале XX в. форсированными темпами шла дальнейшая колонизация азиатского Востока России. Только в 1907-1912 гг. было переселено из европейской части страны 2 млн. 400 тыс. человек. Масштабно шла колонизация и в Казахстане. Царизм создал переселенческий фонд, лишив казахов к 1916 г. 40 млн. га лучших земель, вытеснив их в бесплодную степь и горы» (С. 17).
В некоторых местах говорится о политике «геноцида царизма» по отношению к Казахстану (С.ЗО). Вообще, тема предвзятости «Центра» по отношению к Казахстану и тема нежелания «Центра» предоставить политическую независимость республике станут весьма важными в изложении этих авторов:
«Военно-коммунистические методы разрешения национального вопроса, стремление большевиков к созданию унитарного государства, автономии только на советских началах не позволили использовать национальный фактор для подлинного возрождения российских этносов» (С.45).
В учебнике весьма обстоятельно рассказывается о внедрении ростков нэпа в Казахстане, об объединении большинства территорий, населённых казахами, в составе Казахской СССР. Подробно перечисляются стройки периода индустриализации. При этом всегда подчёркивается, что применительно к Казахстану все эти события имели свою ещё одну дополнительную негативную особенность (разрушение традиционного уклада, привычной для казахов системы труда, ослабление национальных традиций. Подробно описываются процессы взаимного отчуждения внутри казахстанской партийной организации «европейцев» (присланных из центра кадров) и «националов» (местных) (С. 109). Полностью приводится письмо Л. Троцкого Г. Сокольникову из Алма-Аты 1927 г., где тот передаёт мнение казахов-партийцев о пренебрежении присланных из центра кадров по отношению к местным товарищам (С. 109). Особо отмечается тот момент в письме, где говорится о разном отношении первого секретаря Компартии Казахстана Голощекина к «русской деревне» и «казахскому аулу», и о знаменитом призыве последнего «пройтись маленьким октябрём по аулу». При этом, не даётся никаких комментариев — у школьников может сложиться мнение, что подобное отношение к казахам и Казахстану есть неотъемлемое качество руководителей из «российского центра».
Говоря о коллективизации и о «советизации аула», авторы отмечают, что «к конфискации и выселению, по существу, физическому вымиранию, были приговорены наиболее опытные, грамотные люди (почти 75 процентов от общего числа баев) зрелого и пожилого возраста, выполнявшие хозяйственно-регулятивные функции в обществе, во многом выступавшие гарантом жизнеобеспечения общины» (С. 145).
Несомненно, все эти события имели место, и авторы имеют право на подобную интерпретацию событий. Однако в учебнике не может быть представлена только одна точка зрения, при знакомстве с которой создаётся впечатление, что «российский центр» действовал подобным образом не потому, что желал установить новый тип социальных отношений в разных регионах (со всеми ошибками), а потому, что желал причинить как можно больше горя Казахстану и казахам. Для сравнения, в другом учебнике (правда, для студентов) события того же периода освещаются в том же ключе, но без стремления создать у учащихся яркой отрицательный образ безжалостного «российского центра» (12).
Освоение целины в учебниках истории
События середины XX в. также дают немало тем для выяснения образа России в российско-казахстанских отношениях. В данном случае, исследуем это на примере учебника «Истории Казахстана» для 11 класса 1996 г. выпуска (13). Одной из важных тем, рассматриваемых в этом курсе истории Казахстана, и влияющей на формирование образа России (представляемой в виде СССР), является освоение целины. В процессе освоения целинных земель произошли существенные изменения в социально-экономической и культурно-демографической структуре республики. Если ранее, в советский период, эти темы трактовались как однозначно положительные, то теперь палитра взглядов на это историческое явление расширилась. В начале 1990-х гг., казахские публицисты не жалели сил, чтобы подчеркнуть отрицательное влияние освоения целины на различные отрасли хозяйства и на различные стороны общества. Позже ситуация несколько сбалансировалась, и сегодня в научной и учебной литературе положительные и отрицательные оценки целинной эпопеи дополняют друг друга, позволяя более полно воспроизвести историческую реальность.
Например, в учебнике «История Казахстана», 1996 г. выпуска, повествование о самом ходе распашки земли, введении новых земель в оборот и т. д. ведётся в спокойном тоне, без обязательного для советского периода славословия по поводу невиданных успехов. Отмечается, что было много просчётов в реализации политики освоения новых земель (ненужное превышение плана распашки, привлечение чрезмерного количества людей, разбазаривание выделенных средств и нерациональное их использование и т. д.). Специально отмечается, что «во многих трудах и публикациях 50-80-х гг. освоение целинных земель представлялось как успех Коммунистической партии и Советского государства, без учёта множества просчётов, перекосов и перегибов» (С.37). Часто в тексте делаются промежуточные выводы о том, что «был нанесён непоправимый ущерб традиционной отрасли сельского хозяйства — животноводству. Падение уровня развития животноводства, в свою очередь, зело к недостатку мясных и молочных продуктов. Высока была текучесть кадров, особенно среди вновь прибывших» (С.37). Тут же приводится мнение исследователя А. Тюриной (правда, без указания источника цитирования), что «... В конце 50-х и начале 60-х годов неокрепшую ещё экономику колхозов подорвали кабальными условиями реорганизации МТС и другими пагубными для развития сельского хозяйства мерами. Это привело к резкому падению темпов производства сельскохозяйственной продукции в стране. Вместо запланированного на семилетку (1959-1965 гг.) прироста в 70 процентов реально валовая продукция увеличилась всего на 15 процентов» (С.37).
Таким образом, подспудно читатель учебника подводится к выводу м, что освоение целины не оправдало возглавляемых на него надежд относительно увеличение продукции сельского хозяйства, хотя прямо об нигде не говорится.
Отдельно стоит рассмотреть вопрос о том, насколько сегодня в учебниках истории Казахстана освоение целины воспринимается как событие общесоветской, то есть, в том числе «нашей» казахстанской истории, а в какой ;ни эта эпопея представлена как результат «внешнего» воздействия или вмешательства союзного центра. На наш взгляд, в данном учебнике проводится именно последняя точка зрения. Так, проведённая накануне целинной эпопеи замена Ж. Шаяхметова на Пономаренко в учебнике иронично названа укруплением» и слово это закавычено. При этом подчёркивается, что решето было принято в Кремле «узкой группой лиц». Впечатление о том, что зная эпопея была чем то внешним, излишним и даже вредным по отношению к Казахстану усиливается благодаря приведению в учебнике вполне справедливых замечаний о том, что «акция по освоению целинных земель способствовала притоку населения из других республик, что привело к снижению национальных обычаев и традиций, к резкому сокращению количества в которых велось обучение на казахском языке, уменьшилось издание национальной литературы и периодической печати. В северных областях обострились языковые и демографические проблемы».
Глубокие изменения, произошедшие в Казахстане в период 1960-70-х гг. о освещаются в учебнике, отмечается рост городов, возникновение новых промышленных предприятий и т. д. Но у этих событий нет положительного ореола. Они рассматриваются, скорее, как процессы, приведшие к изменению демографической структуры общества: Все это неумолимо вело к разрыву между численностью и удельным весом коренного населения, с одной стороны, и представителей других национальностей — с другой. В 1962 году казахи составляли менее трети населения республики — всего 29 процентов, тогда как в 1897 году их было 85 процентов. Это не могло не сказаться на состоянии уровня национальной культуры и самобытности, роли родного языка». Очевидно, для более взвешенного общего впечатления от параграфа в конце его приводятся документальные материалы, воспроизводящие восторженные публикации прессы 50-х гг. о подвигах покорителей целины.
На наш взгляд, на примере этой важной для истории Казахстана XX в. темы можно сделать вывод о господствующих в казахстанской учебной литературе подходах к изображению образа России. Несомненно, образ России в современных учебниках стал более сложным и многогранным. В его структуре сегодня представлены не только бескорыстное желание «старшего брата» помогать окраинным народам Российской империи, но и холодный прагматический расчёт и игнорирование особенностей и интересов самих «младших братьев», в данном случае казахов. Современные школьники имеют в своем распоряжении гораздо более разнообразные материалы, которые позволяют им сделать вывод о главном значении того или иного исторического события или явления. Вместе с тем, как нам кажется, в современные учебные тексты «перекочевали» некоторые приёмы интерпретации и подачи исторического материала, характерные для советских учебников, которые трактовали роль России преимущественно как положительную, замалчивая все те факты, которые не «ложились» в данную канву повествования. В современных источниках мы найдем отголоски этих же приёмов, только со знаком «минус». То есть, если раньше в учебниках не было места ничему «омрачающему», «светлый» образ России, то теперь практически не встретишь пассажи, посвященные её положительной роли в истории Казахстана. Спору нет, все освещаемые события прошлого столь многогранны по своим мотивам, движущим силам и последствиям, что ни одному из них невозможно предать однозначно положительный и отрицательный характер. В истории российско-казахстанских отношений немало страниц, которые до сих пор с болью отзываются в сердцах людей. На наш взгляд, задача авторов учебников состоит не только в том, чтобы донести до учащихся информацию о событиях далёкого или близкого прошлого, но и так её интерпретировать, чтобы у учеников не возникало соблазна отождествить современное государство с мотивами и действиями его одноименного предшественника в прежние времена. Или, того хуже, искать в событиях истории аргументы для обвинения своих сограждан иной этнической принадлежности в грехах их «предков». Сделать это возможно через подробные комментарии, в которых необходимо объяснить конкретно-историческую природу тех или иных явлений, избегая недомолвок или умолчаний.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Казахстанская правда, 1990, 2 октября.
2. Концепция становления исторического сознания в Республике Казахстан. — Алматы, 1995.
3. Стенограмма научно-практической конференции «Россия и Казахстан», 16-18 февраля 1995 г. — М.: Российский центр стратегических и международных исследований, 1995.
4. Социально-экономические, идеологические и политические проблемы модернизации в Казахстане. Материалы республиканской межвузовской научной конференции 22-23 декабря 1993 г.—Алматы, 1993.
5. Статья Шернияздана Елеукенова в газете «Туркiстан», 1995, 11 октября.
6. Азия Даусы, 1993. № 12.
7. Касымбаев Ж. К. История Казахстана: Учебник для 9 класса общеобразовательной школы. 2-е изд., дополненное. — Алматы: Рауан, 1995.
8. Кузембайулы А, Абиль Е. История Республики Казахстан. (Рекомендована Министерством образования и науки Республики Казахстан в качестве учебника для студентов). — Алматы, 2003.
9. Рыспаев К. История Республики Казахстан /Учебное пособие для студентов ВУЗов. — Алматы: «Билим» («Знание»), 2002.
10. Кан Г.В. История Казахстана: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. Алматы: Ар-каим, 2002.
11. Козыбаев М.К., Козыбаев И.М. История Казахстана. Учебник для учащихся 10 класса. 3-е изд., дополненное. —Алматы: Атамура, 1997.
12. Кан Г. В. История Казахстана /Пособие для студентов. — Алматы: Издательская группа «Казинтерграф», 1998.
13. Нурпеисов К., Аяганов Б., Жаксылыков Н. История Казахстана. Учебник для 11 класса средней школы. Издание второе, дополненное. (Утверждён Министерством образования РК). — Алматы: «Рауан», 1996.
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Авторизация:
Последние новости:
- Раздел 4. Тема 4.2. Русское искусство XIX века – социокультурный феномен.
- Раздел 4. Тема 4.1. Историко-культурные преобразования России XVIII века и особенности развития иск
- Тема 3.2. Русское искусство XVII века.
- Раздел 3. Тема 3.1. Создание единого Российского государства и своеобразие искусства XV –XVI веков
- Тема 2.2. Искусство исторического периода формирования великорусской народности