1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Нурбулат Масанов, Игорь Савин.РОССИЯ В КАЗАХСКИХ УЧЕБНИКАХ ИСТОРИИ - Страница 6

Индекс материала
Нурбулат Масанов, Игорь Савин.РОССИЯ В КАЗАХСКИХ УЧЕБНИКАХ ИСТОРИИ
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Все страницы

 


Глубокие изменения, произошедшие в Казахстане в период 1960-70-х гг. о освещаются в учебнике, отмечается рост городов, возникновение новых промышленных предприятий и т. д. Но у этих событий нет положительного ореола. Они рассматриваются, скорее, как процессы, приведшие к изменению демографической структуры общества: Все это неумолимо вело к разрыву между численностью и удельным весом коренного населения, с одной стороны, и представителей других национальностей — с другой. В 1962 году казахи составляли менее трети населения республики — всего 29 процентов, тогда как в 1897 году их было 85 процен­тов. Это не могло не сказаться на состоянии уровня национальной культуры и самобытности, роли родного языка». Очевидно, для более взвешенного общего впечатления от параграфа в конце его приводятся документальные материалы, воспроизводящие восторженные публикации прессы 50-х гг. о подвигах покорителей целины.
На наш взгляд, на примере этой важной для истории Казахстана XX в. темы можно сделать вывод о господствующих в казахстанской учебной литературе подходах к изображению образа России. Несомненно, образ России в совре­менных учебниках стал более сложным и многогранным. В его структуре сегодня представлены не только бескорыстное желание «старшего брата» помогать окраинным народам Российской империи, но и холодный прагма­тический расчёт и игнорирование особенностей и интересов самих «младших братьев», в данном случае казахов. Современные школьники имеют в своем распоряжении гораздо более разнообразные материалы, которые позволяют им сделать вывод о главном значении того или иного исторического события или явления. Вместе с тем, как нам кажется, в современные учебные тексты «перекочевали» некоторые приёмы интерпретации и подачи исторического материала, характерные для советских учебников, которые трактовали роль России преимущественно как положительную, замалчивая все те факты, ко­торые не «ложились» в данную канву повествования. В современных источ­никах мы найдем отголоски этих же приёмов, только со знаком «минус». То есть, если раньше в учебниках не было места ничему «омрачающему», «светлый» образ России, то теперь практически не встретишь пассажи, посвященные её положительной роли в истории Казахстана. Спору нет, все освещаемые события прошлого столь многогранны по своим мотивам, движущим силам и последствиям, что ни одному из них не­возможно предать однозначно положительный и отрицательный характер. В истории российско-казахстанских отношений немало страниц, которые до сих пор с болью отзываются в сердцах людей. На наш взгляд, задача авторов учебников состоит не только в том, чтобы донести до учащихся информацию о событиях далёкого или близкого прошлого, но и так её интерпретировать, чтобы у учеников не возникало соблазна отождествить современное государ­ство с мотивами и действиями его одноименного предшественника в прежние времена. Или, того хуже, искать в событиях истории аргументы для обвине­ния своих сограждан иной этнической принадлежности в грехах их «пред­ков». Сделать это возможно через подробные комментарии, в которых необходимо  объяснить конкретно-историческую природу тех или иных явлений, избегая недомолвок или умолчаний.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Казахстанская правда, 1990, 2 октября.
2. Концепция становления исторического сознания в Республике Казахстан. — Алматы, 1995.
3. Стенограмма научно-практической конференции «Россия и Казахстан», 16-18 фев­раля 1995 г. — М.: Российский центр стратегических и международных исследований, 1995.
4. Социально-экономические, идеологические и политические проблемы модернизации в Казахстане. Материалы республиканской межвузовской научной конференции 22-23 декабря 1993 г.—Алматы, 1993.
5. Статья Шернияздана Елеукенова в газете «Туркiстан», 1995, 11 октября.
6. Азия Даусы, 1993. № 12.
7. Касымбаев Ж. К. История Казахстана: Учебник для 9 класса общеобразовательной школы. 2-е изд., дополненное. — Алматы: Рауан, 1995.
8. Кузембайулы А, Абиль Е. История Республики Казахстан. (Рекомендована Мини­стерством образования и науки Республики Казахстан в качестве учебника для студентов). — Алматы, 2003.
9. Рыспаев К. История Республики Казахстан /Учебное пособие для студентов ВУЗов. — Алматы: «Билим» («Знание»), 2002.
10. Кан Г.В. История Казахстана: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. Алматы: Ар-каим, 2002.
11. Козыбаев М.К., Козыбаев И.М. История Казахстана. Учебник для учащихся 10 клас­са. 3-е изд., дополненное. —Алматы: Атамура, 1997.
12. Кан Г. В. История Казахстана /Пособие для студентов. — Алматы: Издательская группа «Казинтерграф», 1998.
13. Нурпеисов К., Аяганов Б., Жаксылыков Н. История Казахстана. Учебник для 11 клас­са средней школы. Издание второе, дополненное. (Утверждён Министерством образования РК). — Алматы: «Рауан», 1996.

 

 


 

 




                                                                                                                    

 

 


                                                                                                                                                           

 



 

 


 


 

 


 

 



120.jpg

Сейчас на сайте

Сейчас 22 гостей онлайн

Статистика

Просмотры материалов : 9263137