1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Нурбулат Масанов, Игорь Савин.РОССИЯ В КАЗАХСКИХ УЧЕБНИКАХ ИСТОРИИ - Страница 4

Индекс материала
Нурбулат Масанов, Игорь Савин.РОССИЯ В КАЗАХСКИХ УЧЕБНИКАХ ИСТОРИИ
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Все страницы

 


Как видим, единственным нововведением, по сравнению с учебником 1995 г., выглядит использование в одном из пособий термина «протекторат». Общая же направленность интерпретации событий, сформированная в сере­дине 1990-х гг., сохраняется.
Последующий период в истории Казахстана — конец XIX — начало XX в. — рассматривается в учебниках истории для 10 класса. Для нашего рассмотрения мы избрали учебник М.К. и И.М. Козыбаевых 1997 г. выпус­ка (11). В нём продолжает реализовываться подход, который мы уже наблю­дали применительно к более раннему периоду. Относительно объективно освещаются события, с разных сторон оценивается значение тех или иных исторических явлений, но при этом особое внимание уделяется отрицатель­ным последствиям колонизации для казахов:
«В начале XX в. форсированными темпами шла дальнейшая колонизация азиатского Востока России. Только в 1907-1912 гг. было переселено из европейской части страны 2 млн. 400 тыс. человек. Масштабно шла ко­лонизация и в Казахстане. Царизм создал переселенческий фонд, лишив ка­захов к 1916 г. 40 млн. га лучших земель, вытеснив их в бесплодную степь и горы» (С. 17).
В некоторых местах говорится о политике «геноцида царизма» по отноше­нию к Казахстану (С.ЗО). Вообще, тема предвзятости «Центра» по отношению к Казахстану и тема нежелания «Центра» предоставить политическую независи­мость республике станут весьма важными в изложении этих авторов:
«Военно-коммунистические методы разрешения национального вопроса, стремление большевиков к созданию унитарного государства, автоно­мии только на советских началах не позволили использовать националь­ный фактор для подлинного возрождения российских этносов» (С.45).
В учебнике весьма обстоятельно рассказывается о внедрении ростков нэпа в Казахстане, об объединении большинства территорий, населённых казахами, в составе Казахской СССР. Подробно перечисляются стройки периода инду­стриализации. При этом всегда подчёркивается, что применительно к Казах­стану все эти события имели свою ещё одну дополнительную негативную особенность (разрушение традиционного уклада, привычной для казахов сис­темы труда, ослабление национальных традиций. Подробно описываются процессы взаимного отчуждения внутри казахстанской партийной организа­ции «европейцев» (присланных из центра кадров) и «националов» (мест­ных) (С. 109). Полностью приводится письмо Л. Троцкого Г. Сокольникову из Алма-Аты 1927 г., где тот передаёт мнение казахов-партийцев о пренебрежении присланных из центра кадров по отношению к местным товарищам (С. 109). Особо отмечается тот момент в письме, где говорится о разном отношении первого секретаря Компартии Казахстана Голощекина к «русской деревне» и «казахскому аулу», и о знаменитом призыве последнего «пройтись маленьким октябрём по аулу». При этом, не даётся никаких комментариев — у школьни­ков может сложиться мнение, что подобное отношение к казахам и Казахста­ну есть неотъемлемое качество руководителей из «российского центра».
Говоря о коллективизации и о «советизации аула», авторы отмечают, что «к конфискации и выселению, по существу, физическому вымиранию, были приговорены наиболее опытные, грамотные люди (почти 75 процентов от общего числа баев) зрелого и пожилого возраста, выполнявшие хозяйственно-регулятивные функции в обществе, во многом выступавшие гарантом жизне­обеспечения общины» (С. 145).
Несомненно, все эти события имели место, и авторы имеют право на по­добную интерпретацию событий. Однако в учебнике не может быть представ­лена только одна точка зрения, при знакомстве с которой создаётся впечатле­ние, что «российский центр» действовал подобным образом не потому, что желал установить новый тип социальных отношений в разных регионах (со всеми ошибками), а потому, что желал причинить как можно больше горя Ка­захстану и казахам. Для сравнения, в другом учебнике (правда, для студентов) события того же периода освещаются в том же ключе, но без стремления соз­дать у учащихся яркой отрицательный образ безжалостного «российского центра» (12).
                                               Освоение целины в учебниках истории

События середины XX в. также дают немало тем для выяснения образа России в российско-казахстанских отношениях. В данном случае, исследуем это на примере учебника «Истории Казахстана» для 11 класса 1996 г. выпуска (13). Одной из важных тем, рассматриваемых в этом курсе истории Казахстана, и влияющей на формирование образа России (представляемой в виде СССР), является освоение целины. В процессе освоения целинных земель произошли существенные изменения в социально-экономической и культурно-демогра­фической структуре республики. Если ранее, в советский период, эти темы трактовались как однозначно положительные, то теперь палитра взглядов на это историческое явление расширилась. В начале 1990-х гг., казахские пуб­лицисты не жалели сил, чтобы подчеркнуть отрицательное влияние освоения целины на различные отрасли хозяйства и на различные стороны общества. Позже ситуация несколько сбалансировалась, и сегодня в научной и учебной литературе положительные и отрицательные оценки целинной эпопеи допол­няют друг друга, позволяя более полно воспроизвести историческую реаль­ность.

 



13.jpg

Сейчас на сайте

Сейчас 31 гостей онлайн

Статистика

Просмотры материалов : 9263133