1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Нурбулат Масанов, Игорь Савин.РОССИЯ В КАЗАХСКИХ УЧЕБНИКАХ ИСТОРИИ - Страница 3

Индекс материала
Нурбулат Масанов, Игорь Савин.РОССИЯ В КАЗАХСКИХ УЧЕБНИКАХ ИСТОРИИ
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Все страницы

 

В учебнике немало страниц посвящено дружбе и сотрудничеству русского и казахского народов, которые несколько диссонируют общему фону хактеристики России как государства «Дружба казахского и русского на­дое не ограничивалась сферой хозяйства и культуры. Она окрепла в борьбе джунгарским нашествием, против гнёта кокандских правителей, других внешних сил. Это проявилось и в совместном отпоре нашествию войск Наполеона» (С.65). Далее красочно описывается участие казахских джигитов Отечественной войне 1812 г. и восхищение русских офицеров своими казахскими товарищами по оружию. С особым вниманием исследуется место казахов в крестьянской войне Е. Пугачева и примеры боевого содружество казахских и русских угнетённых слоев. Немало место уделено также пактам в сфере культуры: пребывание Пушкина и Жуковского в Оренбурге писание ими культуры и быта казахского народа, благожелательные отзывы о   казахах русских путешественников и чиновников (В. Даль и др.).
Подводя краткие итоги, нужно отметить, что наиболее часто употребительным выражением для описания характера взаимодействия России и Казахстана в описываемый период является «подданство», что, конечно же, не предлагает равных взаимоотношений. Причём, на наш взгляд, преимущественное употребление только этого термина, позволяет автору избежать дихотомии между прежним советским «объединением» и не вполне достойным суверенного государства «присоединением». В тексте данного учебника особо подчёркивается подчинённый характер казахов в российско-казахском альянсе и вынужденный характер этого шага. Россия предстает прагматичны        гигантом с корыстными намерениями, на фоне разрозненных и доверчивых
казахов. Объективно отмечаются разные по своему значению для Казахстана
последствия присоединения — как положительные, так и отрицательные. Но особо оговаривается, что планы России, прежде всего, касались колонизации и присвоения казахских земель. Специально оговаривается отсутствие вражды
между русскими и казахами на частном уровне, правда, это не касается
казахов. Подчёркиваются культурные связи между народами, с почтением
говорится о представителях русской литературы и науки.
Таким образом, на наш взгляд, можно говорить о том, что образ России учебнике подан таким образом, чтобы подчеркнуть захватнический характер колониальной политики российского государства и отсутствие противостояния с русским народом. Таковой образ представляется нам наиболее уместным с учётом сегодняшних реалий: в середине 1990-х гг. легитимация новой казахской элиты сопровождалась широким распространением идеологии «ос­вобождения» от колониальной зависимости при учёте факта проживания в республике большого количества людей, считающих русскую культуру близ­кой себе или даже родной. Созданный в упоминаемом учебнике образ России как нельзя лучше вписывается в данную схему. Только нужно отметить, что отсутствие в тексте учебника положительных ассоциаций, связанных с Рос­сийским государством, может влиять на восприятие казахстанскими школь­никами современной Российской Федерации, тем более, что в последние годы в ткань идеологии нынешней России всё больше вплетается идея преем­ственности российской государственности.
Данный учебник относится к середине 1990-х тт. Было бы интересно по­смотреть, как подаются эти же темы в более современных изданиях. В учеб­нике «История Республики Казахстан» авторов Аманжола Кузембайулы и Еркина Абиля, выпущенном в 2003 г. (8), взаимоотношения с Россией описы­ваются в следующих главах и параграфах (выборочно):
Тема 11 «Начало колониальной политики России в Казахских степях», включающая в себя параграфы «Принятие Российского протектората», «Ко­лониальная политика России в Западном и Северном Казахстане»;
Тема 12 «Антиколониальная борьба казахов конца 18 — начала 19 веков»;
Тема 15 «Национально-освободительная война казахского народа 1824— 1864 гг.», параграфы «15.1. Колониальные мероприятия России в Среднем и Младшем жузе в 1822-1824 гг.», 15.2. «Начало национально-освободительной войны 1824—1837», 15.3. «Объединение казахских войск под руководством Кенесары Касымулы и восстановление казахского ханства (1837-1841)», 15.4. «Наступление русских войск и гибель Кенесары (1841-1847)», 15.5. «За­вершение завоевания Казахстана».
Такую же тематизацию учебного материала можно отметить и в других пособиях. Например, в учебнике К. Рыспаева «История Республики Казах­стан», выпущенном в 2002 г. (9) глава 6 так и называется «Казахстан — коло­ния Российской империи», и в ней уже в названии первых двух параграфов — 1. «Принятие казахами Младшего и Среднего жузов подданства России. На­чало колонизации», 2. «Усиление двойного гнёта. Внедрение новой системы управления» — намечен основной вектор изложения событий того периода. В учебнике Г. В. Кана 2002 г. « История Казахстана» (10), рекомендованного для студентов, раздел 5 так и называется « Процесс колонизации Казахстана Россией».

 



10.jpg

Сейчас на сайте

Сейчас 20 гостей онлайн

Статистика

Просмотры материалов : 9263074