1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Шухрат Ганиев.РОССИЯ В УЗБЕКСКИХ УЧЕБНИКАХ ИСТОРИИ. - Страница 2

Индекс материала
Шухрат Ганиев.РОССИЯ В УЗБЕКСКИХ УЧЕБНИКАХ ИСТОРИИ.
Страница 2
Страница 3
Все страницы

 


В «Рассказах из всемирной истории» (автор — У. Джураев, 2000 г.) вооб­ще нет ни одного упоминания об истории России. В то же время довольно большой объём занимают такие темы, как «Африка на пути прогресса» или «Турецкая республика — история создания». Правда, в содержание учебника включены две темы — «Мир накануне XX века — Россия и её влияние на ми­ровую цивилизацию» и «Образование СССР и причины его распада», но этим событиям посвящены буквально два предложения!
В  чебнике «Всемирная истории» для 8 класса (автор — Т. Салимов,2000г.) освещается история России в период позднего средневековья: XVI-XVII вв. Однако на изучение этой эпохи отведён лишь один параграф, в ко­тором описаны создание централизованного государства под управлением князя Василия III,боярская дума как постоянный совещательный орган, дея­тельность Ивана IV и усиление его власти, внешняя политика — завоевание Поволжья, захват Казани и Астраханского ханства,западного Сибирского ханства. В то же время учащиеся не найдут ни слова о таких важных истори­ческих событиях, как освободительное движение под водительством Минина и Пожарского, война против Лжедмитрия, смена царей др. Подобного рода
однобокая направленность изложения исторических событий способна породить
представления об исключительно «захватнической деятельности» России.
В учебнике «Всемирная история» для 8 класса (автор — Р. Фармонов,2001 г.) истории России отведено 9 часов из 10 крупных тематических разде­лов. В известной мере нехватка времени уравновешивается преподаванием
недавно появившимся учебником «История Узбекистана» В. Костецкрго(2002 г.), в котором учтены критические замечания узбекских и российских учёных-историков, в частности, высказанные на конференции, проведённой с участием Посольства России в Ташкенте.
Многие эксперты в Узбекистане признают, что изданный на русском языке в 2001 г. учебник «История Узбекистана» (автор — Ж. Рахимов) для 9 класса средней школы имеет, к сожалению, явную антирусскую направлен­ность. Такие термины, как «русские колонизаторы», «русские шпионы», «русские захватчики» на 316 страницах книги употребляются 292 раза! Не говоря о терминологической некорректности, отождествляющей националь­ность с государственной принадлежностью, насыщение текста подобными определениями не может иметь иной цели как формирование у молодого по­коления негативного отношения к русским в целом. К тому же, вряд ли в России можно найти кого-либо, положительно оценивающего дела колониза­торов позапрошлого века. И вообще действительность того времени была намного более сложной и вовсе не окрашена в чёрно-белые тона, как это сле­дует из работы указанного автора. Столь частые упоминания о массовых убийствах женщин, стариков, детей (С.99,103,112, 114,115, 118,184,186 и т. д.) в малой степени соответствуют действительности. Недоумение вызывает и авторская оценка вклада российских ученых и специалистов в освоение и изучение региона — «соучастники колонизаторов» (С.303). А ведь ни для кого не секрет, что история края изобилует фактами, когда, к примеру, рус­ские врачи жертвовали собой, спасая местное население от эпидемий (Бухара — 1894 г., Коканд — 1910 г. и др.). Вот наиболее красноречивые цитаты из этой книги, показывающие её ценность как учебного пособия для детей: «Россия — вор имущества в мировом масштабе» (С. 133), «История сама наделила рус­ский народ способностями колонизатора» (С. 195), «И царская Россия и Со­веты воспитывали русский народ в духе шовинизма» (С.6).
Учитывая, что по этому учебнику дети учатся уже более 6 лет, можно представить степень деформации отношения будущего поколения к русским и русскоязычным.
О том, как болезненные искажения способны приводить не только к не­объективному освещению прошлого, но и к примитивизации исторического анализа можно наблюдать, изучая текст по истории России для 10-11 классов (автор — Г. Хидоятов, 2000 г.). В частности, представляя период истории России после Февральской революции и Октябрьского переворота 1917г., в подпункте «Брестский мирный договор» не упоминается о сложной внутри­партийной борьбе среди большевиков, Гражданская война даётся без анализа её причин и последствий. Приход Сталина к власти показан очень схематич­но, что не даёт учащимся чёткого представления об историческом процессе. Описывая создание унитарного сверхцентрализованного государства (1922-1939 гг.), автор не упоминает о том, что образование в 1922 г. единого госу­дарства — СССР было добровольным, но в то же время указывается на ко­мандно-административную систему управления, которая сложилась значи­тельно позже по времени. Раздел «Деятельность ОГПУ. Террор и репрессии» освещается также очень поверхностно, нет персонификации, отсутствуют имена лиц, бывших на слуху у всего общества-Ежов,Берия.  Не обращается внимание и на то, что в своей внешней политике Россия первоначально строила отношения с другими странами на основе равноправных договоров. В частности, Россия была первой страной, которая официально признала в 1919 г. независимость Афганистана.

 



fil00505.jpg

Сейчас на сайте

Сейчас 41 гостей онлайн

Статистика

Просмотры материалов : 9268626