1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Прохорова Развитие промышленной архитектуры Кыргызстана первой половины ХХ века

Индекс материала
Прохорова Развитие промышленной архитектуры Кыргызстана первой половины ХХ века
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Все страницы

 

 

 

 

Путь, пройденный промышленной архитектурой Кыргызстана  первой половины XX века сложен, все этапы ее развития представляют собой единый и непрерывный процесс движения. Зодчество Кыргызстана тесно связано как с развитием архитектуры народов Советского Союза, так и с историей народа, и, подобно зеркалу, отражает его общественный строй, эстетические взгляды, вкусы, технический и социальный прогресс.
В конце XIX и начале XX вв. появляются немногие относительно крупные цензовые предприятия по обработке сельскохозяйственного сырья. В горнодобывающей промышленности на Юге Киргизии при участии русского и иностранного капитала создается несколько крупных предприятий по добыче угля, нефти и цветных металлов (товарищества «Назаров и К», «А.М. Вербов и К», акционерные общества «Кызыл-Кия», «Кок-Янгак», «Ферганское нефтепромышленное общество» и др.
В эпоху империализма на развитие промышленности Киргизии оказало влияние железнодорожное строительство. Уже в 1908 - 11 гг. шахтовладельцы построили первые узкоколейные железнодорожные подъездные пути от угольных копий к  железнодорожным станциям:  Кызыл-Кии до ст. Скобелева и от Сулюкты до ст. Дрогомирово.
В 1913 г. среди мелких промышленных заведений с несколькими или даже одним-двумя наемными рабочими, несложным и недорогим оборудованием выделялись 32 предприятия фабрично-заводского типа. Это - вальцовые мельницы, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию, заводы и шерстомойки в Пишпеке, Пржевальске.    В это время  г. Ош оставался самым крупным городом Киргизии, но по своему промышленному развитию уступал северным городам края. Здесь было всего четыре предприятия с 25 рабочими – вальцовая мельница, пивоваренные и маслодельный заводы. В 1914 - 1915 гг. в Оше были построены две гидроэлектростанции общей мощностью 280 кВт. В 1913 г. в Джалал-Абаде  была построена железная дорога, но, по существу, город оставался, небольшим торговым местечком, жители которого сочетали торговлю и ремесло с земледелием и садоводством. В городе функционировало всего несколько  примитивных мельниц и кузниц кустарей. В других населенных пунктах Киргизии промышленность была представлена примерно таким же набором предприятий, а также немногими хлопкоочистительными заводами, угольными копями  и нефтепромыслами на Юге Киргизии.
В первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции, когда происходил  исторический процесс становления национальной государственности киргизского народа, зарождались основы промышленности, и революция стала тем мощным стимулом, который направил развитие архитектуры по новому пути. Этому способствовали национализация промышленных предприятий, начавшаяся в 1917 году и другие мероприятия. В эти  годы с помощью более развитых центральных областей России  происходит бурный рост промышленности Киргизии. Создание национальной промышленности началось с сооружения различных предприятий пищевой и легкой промышленности, достройки Чуйской гидроэлектростанции,  дальнейшего развития угольной промышленности.
Хотя за 30 лет (1883 - 1913) общее число промышленных предприятий в Киргизии выросло со 165 до 569, в целом край оставался крайне слаборазвитым  в промышленном отношении. Само же отраслевое развитие промышленности носило колониальный характер (переработка сельскохозяйственных продуктов и сырья, добыча полезных ископаемых). Относительно крупные предприятия, возникшие благодаря притоку капитала извне, функционировали наряду с мелкотоварным и даже домашним производством и  накануне Октябрьской революции.
Вхождение Киргизии в состав России, включение ее в  общероссийский и отчасти мировой рынок оказали влияние на развитие промышленности.
Период гражданской войны и восстановление народного хозяйства является первым этапом в развитии архитектуры и строительства в Кыргызстане. Он характеризуется отсталой производственной базой, отсутствием постоянных кадров архитекторов и строителей. Будучи отсталой окраиной царской России, Кыргызстан был в особенно тяжелом экономическом положении, в этих условиях протекал восстановительный период. На стройке господствовал ручной труд (простейшие строительные машины появились лишь в конце 20-х годов). Кроме извести, черепицы и самана, да и то в ограниченном количестве, все другие строительные материалы завозились.
Кыргызстан накануне социалистической индустриализации был аграрной страной. Фактически промышленность стала развиваться во второй половине 20-х годов. В начальный период развития промышленности большую роль сыграла помощь рабочих из Чехословакии, и организованный  в 1923 г. в чехословацком городе Жилине кооператив «Интергельпо» («Взаимопомощь»), который поставил своей целью создание в Пишпеке ряда промышленных предприятий. Первые 360 членов «Интергельпо» прибыли в Киргизию 24 апреля 1925 г. В западной части города возле станции Пишпек кооперативу отвели участок в 43 га для строительства промышленных и жилых помещений.  Главное внимание кооператива было сосредоточено  на разработке и составлении проектов, чертежей и смет для производственных зданий. В первую очередь было начато строительство механической мастерской, деревообделочного цеха, дизельной электростанции, мельницы и крупорушки, а также организованы строительный цех, сапожная и портняжная мастерские. Первого мая 1927 г. суконная фабрика была сдана в эксплуатацию. На суконной фабрике было установлено 725 веретен и 18 ткацких станков. Фабрика производила сукно, бобрик и байку. В 1927 году начинает работать на полную мощность кожевенный завод, он выпускал такие ценные кожевенные товары,  как хром, шеврет и шевро. Архитектура  этих промышленных зданий проста и лаконична. Облик зданий носил чисто утилитарный характер без особого учета технологии, это одноэтажные здания с четырехскатной кровлей, прямоугольные в плане,  строились из местных строительных материалов: кирпича, самана, дерева и др.  Промышленные объекты,  построенные интергельповцами, были самыми крупными в Кыргызстане и оснащенные новейшей техникой. В дальнейшем предприятия  расширились и были построены новые.  Наряду с промышленным строительством «интергельповцы» участвовали и в строительстве общественных зданий в г. Пишпек

 



3.jpg

Сейчас на сайте

Сейчас 50 гостей онлайн

Статистика

Просмотры материалов : 9554717