1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Н.М. Калинина Проблема бессмертия человека: синергетические аналогии

Индекс материала
Н.М. Калинина Проблема бессмертия человека: синергетические аналогии
Страница 2
Все страницы

  

Достижение бессмертия является самой заветной мечтой человечества. В то же время второй закон термодинамики, будучи распространенным на развивающиеся системы различной природы, показывает, что любая форма, какой бы устойчивой она ни была, проходя через стадии рождения и развития, в конце концов угасает и распадается. Таков закон природы. В то же время Учения Востока, содержащие в себе идею реинкарнации, говорят о том, что бессмертие человека состоит в сохранении сознания при переходе из одной формы существования в другую. Ясность сознания при этих переходах зависит от того, насколько человек в течение своей жизни сможет научиться отождествлять свое малое смертное эго со своим высшим бессмертным Я. Таким образом, проблема сводится к необходимости такой самоидентификации личности человека, которая позволила бы ему слиться в сознании со своей высшей сущностью.
В XIX в. Е.П. Блаватской совместно с Учителями Индии было сказано:
«Человек – это маленький мир, – микрокосм внутри великой Вселенной. Подобно утробному плоду, он поддерживается подвешенным всеми своими тремя духами в утробе макрокосма; и в то время, как его земное тело находится в постоянной симпатической связи со своим породителем землей, его астральная душа живет в согласии со звездной Anima Mundi. … Что касается его третьего духа, духа божественного, то чем же он может быть, как не бесконечно малый луч, одного из бесчисленных излучений, исходящих непосредственно из Высочайшей Причины – Духовного Света Мира? Это троица органической и неорганической природы – духовной и физической, три в одном» [1].
В «Тайной Доктрине» говорится о том, что Вселенная как Единое Целое должна рассматриваться с учетом трех ее аспектов – трех Вселенных, представленных в экзотерических учениях Востока в виде трех Троиц: Троица изначальная, Троица проявленная и троица творящая или все Три в Одной. «Последняя есть лишь символ в ее конкретном выявлении первых идеальных двух» [2].
В учении Г. Гурджиева, относящемся к началу ХХ в., говорится о Законе Трех, который означает, что в каждое проявление, в каждое явление и в каждое событие входят три силы – активная, пассивная и нейтрализующая. Без наличия противоположностей, т.е. разностей потенциалов, не может быть создана никакая форма. Третья сила проявляется как результат возникновения формы вследствие взаимодействия первых двух [3].
Диссипативная структура – базовая категория теории самоорганизации, также может быть представлена в виде аналогичной триады – диссипативной среды (структурированного хаоса), внешней силы (энергетического потока) и собственно диссипативной структуры, которая является результатом взаимодействия первых двух. В философских категориях такая структура может быть представлена как «Хаос + Теос = Космос».
Современный человек, используя синергетические представления, может на основе изучения социальных процессов построить своеобразную модель бессмертия – способности сознательных переходов с одних иерархических уровней социальной организации на другие в моменты перестроек, революций, катастроф. В этом случае бессмертие означает способность человека сохранять свою индивидуальность вне зависимости от форм ее проявления в течение всего времени жизни социальной системы, к которой он принадлежит. Но для того, чтобы такие переходы были безболезненными, человеку необходимо:



3.jpg

Сейчас на сайте

Сейчас 65 гостей онлайн

Статистика

Просмотры материалов : 8712110