1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Н.М.Калинина Трансцендентальная эстетика Канта в синергетической интерпретации - Страница 2

Индекс материала
Н.М.Калинина Трансцендентальная эстетика Канта в синергетической интерпретации
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Все страницы

 


Естественно, что человек, являющийся частью физического мира и находящийся в силу своей природы в постоянном взаимодействии с ним, не может исключить из своего сознания эмоции и ощущения, поэтому априорные формы знания исследуются в процессе мышления и являются результатом логических построений рассудка. Кант пишет по этому поводу: «…существуют два основных ствола человеческого познания, вырастающие, быть может, из одного общего, но неизвестного нам корня, а именно чувственность и рассудок: посредством чувственности предметы нам даются, рассудком же они мыслятся» [2]. И в то же время ставит вопрос: «Каким же образом может быть присуще нашей душе внешнее созерцание, которое предшествует самим объектам и в котором  понятие  их  может  быть  определено a priori? Очевидно, это возможно лишь в том случае, если оно находится только в субъекте как формальное его свойство подвергаться    воздействию   объектов   и    таким   образом   получать   непосредственное представление о них, т.е. созерцание, следовательно, лишь как форма внешнего чувства вообще» [3].
Говоря современным языком, Кант приходит к выводу о том, что человек, как субъект, способен получать информацию об окружающем мире посредством взаимодействия с многообразными природными объектами, обладающими различной пространственно-временной организацией, только благодаря тому, что сам является сложноорганизованной системой. И в то же время образ мира, возникающий в сознании человека, носит субъективный (иллюзорный) характер, поскольку сложный спектр взаимодействий человеческого организма, как сложной целостной системы, ограничивается возможностями его структурной организации. Таким образом, взаимодействуя с миром, человек строит образ мира по своему образу и подобию. Истинная же сущность мироздания для человека является «вещью в себе», поскольку она сверхприродна, непознаваема и недоступна опыту.
Пространство и время – формы вещей самих по себе. Это формы, которые сохраняются даже в том случае, если сами вещи уничтожены.



fil00505.jpg

Сейчас на сайте

Сейчас 42 гостей онлайн

Статистика

Просмотры материалов : 8747425