1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Н.М. Калинина Проблемы формирования целостной картины мира

Индекс материала
Н.М. Калинина Проблемы формирования целостной картины мира
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Все страницы

 

 

 

 

Словосочетание «картина мира» подразумевает совокупность представлений человека об окружающем мире, базирующихся на комплексе знаний, соответствующих тому или иному этапу эволюционного развития общества. Знания, на основе которых строится картина мира, получаются как научным, так и вненаучным путем. Особенность научного знания состоит в том, что оно приобретается в процессе объективного исследования мира, свободного от спекулятивных концепций, ориентированного на поиск истины как высшей ценности. В то же время именно объективность знания и, соответственно, истинность картины мира, представляет собой серьезную научную проблему. В конце 60-х – начале 70-х гг. ХХ в. В.С. Степиным было введено понятие «научная картина мира» [1], рассматривавшееся им как обозначение особой формы теоретического знания, основной задачей которого является анализ проблемы объективности знания и его отношения к исследуемой реальности.
Анализ литературы, посвященной данной проблеме, показывает, что научная картина мира представляет собой сложную целостную систему идеальных объектов, отражающих в сознании человека всю совокупность реальных объектов, доступных для исследования на определенном этапе его исторического развития, и составляющих в своем единстве обобщенный образ реальности. Таким образом, научная картина мира представляет собой некую абстракцию, модель, формирующуюся на основе обобщения данных, полученных в различных областях науки как эмпирическим, так и теоретическим путем.
Поскольку процесс познания носит динамический характер, научная картина мира в процессе эволюции человечества также претерпевает соответствующую трансформацию. В.С. Степин пишет по этому поводу: «Пересмотр картины мира и идеалов познания всегда начинается с критического осмысления их природы. Если ранее они воспринимались как выражение самого существа исследуемой реальности и процедур научного познания, то теперь осознается их относительный, преходящий характер. Такое осознание предполагает постановку вопросов об отношении картины мира к исследуемой реальности и понимании историчности идеалов познания. Постановка таких вопросов означает, что исследователь из сферы специально научных проблем выходит в сферу философской проблематики. Философский анализ является необходимым моментом критики старых оснований научного поиска» [2]. Используя терминологию синергетики, можно сказать, что научная картина мира представляет собой открытую, динамическую систему с обратной связью, каждое новое состояние которой возникает из предыдущего, подвергнутого воздействию возмущений, нарушающих его равновесие. К таким воздействиям относятся, с одной стороны, новые эмпирические знания и научные теории, не укладывающиеся в рамки старых представлений, а с другой стороны, изменения в состоянии философской мысли к моменту



52.jpg

Сейчас на сайте

Сейчас 39 гостей онлайн

Статистика

Просмотры материалов : 8631038