1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Горячева В.Д.Культовые и мемориальные памятники

Индекс материала
Горячева В.Д.Культовые и мемориальные памятники
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Все страницы

Сохранившийся Буранинский минарет некогда принадлежал соборной мечети.  Он был сооружен во вновь отстроенном городе в конце X или в начале  XI в., в период массовой исламизации тюрков Семиречья. Это наиболее ранний из сохранившихся памятников башенной архитектуры Средней Азии.
Археологические зондажи и раскопки у минарета проводились в 1925, 1960 и 1970 – 1974 гг. Выявлена конструкция подземной части сооружения, состоящего из мощного фундамента в виде мощной, сложенной из камня и жженого кирпича платформы, с длиной сторон 12,3 м и  глубиной котлована 5,6 м. На этом фундаменте возведена наземная часть минарета: восьмигранный двуступенчатый цоколь и утоняющееся цилиндрический ствол, сохранившийся на 22 м. Дверной проем расположен на 5-метровой отметке, вход в него предполагался по приставной лестнице, или с крыши несохранившегося строения мечети, наверх вела винтовая лестница. Завершение минарета утрачено в древности (Массон, Горячева, 1985, с. 49-50). Здание сложено из жженого разноформатного кирпича с введением в кладку фигурных резных кирпичей. Декор его составляют чередующиеся орнаментальные и гладкие пояса кладки, что характерно для большинства среднеазиатских минаретов.
Соборной мечети, которой принадлежал минарет, не сохранилось и она была, по-видимому, разрушена до первых упоминаний памятника в литературе. Источники о городе Монара (Бурана) («Тарих-и Рашиди», XVI в.) отмечают множество гумбезов (куполов), надгробий на могилах ученых шейхов, нескольких мечетей, погребенных «под песком», но хорошо видимых еще в XV – XVI вв. Особо отмечается для Монары (Бураны) наличие медресе, ханака, караван-сарая, остатки которых еще в 1927 г. отмечал в северо-западном секторе центральных развалин М.Е. Массон (Массон, Горячева, 1985, с. 22 – 24).
В 1970 – 1974 гг. Д.Ф. Винником открыты остатки мавзолеев, сконцентрированных вокруг минарета (Винник, 1971. С. 423 – 424; Винник, 1973, с. 495 – 496, Горячева, 1983, с…..). Они сохранились в цокольной части, но характер завалов и декора позволил сделать реконструкции сооружений. Первый из буранинских мавзолеев имел башенные конструкции с шатрово-купольным перекрытием. Диаметр основания его составляет 10,95 – 11,2 м при толщине стен 1,55 – 1,7 м. Можно предполагать арочный проем, выделенный в декоративной раме из наборных кирпичиков и терракоты, на высоте не менее, чем 1,8 м от подошвы. Интерьер мавзолея украшали роспись и резьба по ганчу, окрашенному в оранжево-красные тона. Под полами мавзолея вскрыто четыре захоронения на деревянных носилках, совершенных по мусульманскому обряду в кирпичных склепах. Одна из могил оказалась кенотафом. Поверх пола, в развалинах мавзолея раскопано до трех десятков погребений, в том числе погребения черепов.
Два других мавзолея, расположенные вдоль северного фаса крепостной стены, дают тип портально-цилиндрической усыпальницы с шатрово-коническим перекрытием объема на высоком барабане (графическая реконструкция Г.А. Пугаченковой (см: Массон, Горячева, 1985 с. 54 – 55). Пролет усыпальниц составляет 10 и 10,5 м, длина выдвинутого вперед портала 12 м и 14,7 м, соответственно, ширина устроев 2,2 м. Порталы фланкированы трехчетвертными колонками, украшены декоративными рамами, жгутами в сочетании фигурных кладок, резного ганча и резных кирпичиков. Архитектурный тип буранинских мавзолеев был одним из основных объемно-пространственных форм в монументальном зодчестве Средней Азии XI-XII вв. (Пугаченкова, Ремпель, 1965, с. 226 сл.).
Под полами мавзолеев вскрыто несколько десятков погребений, совершенных по мусульманскому обряду. Конструкции могил разные – грунтовые с обкладкой сырцовым кирпичом, в деревяных гробах или на подстилках, в сырцовых или кирпичных ящиках. Захоронения производились в два яруса, с подзахоронениями в подбоях стен и между могилами. Некоторые из них имели над полом сооружения типа «сагона», отмечены кенотафы. Таким образом, погребальный обряд, хотя и отличается единообразием ориентации погребенных на киблу, конструкции могил – разные, многие из которых имеют прототипы в доисламских погребальных традициях.
В комплексе холмов северо-западного сектора шахристана Бураны вскрыта однокамерная мечеть, органично вписывающаяся в систему культовых сооружений ханака. Это однокамерная в плане прямоугольная постройка из жженого кирпича (как и все выше описанные сооружения) с выделенным порталом с восточной стороны. Размер ее по внешнему периметру стен – 16,3 х 14 м.; толстые кирпичные стены имели трапециевидные внутренние ниши на осях, сохранились на 2-х метровую высоту.
Установлено, что комплекс пережил четыре строительных периода, каждый из которых по-своему изменил его облик. Мечеть была  построена на рубеже X – XI вв. Завал верхних частей здания позволяет сделать реконструкцию перекрытия и характер размещения штукового /резного ганча/ декора в тромпах, по барабану и, возможно, на сфере купола. Портал украшали резные кирпичики в сочетании с фигурной кладкой кирпича и резного ганча. Во второй строительный период, на рубеже XI – XII вв. в его оформление вводится архитектурная терракота, аналогичная памятникам Мавераннахра этого периода.
Третий и четвертый период в жизни здания связан с косметическими ремонтами, мощением  дворика вокруг, пристройкой новых построек-усыпальниц. В результате мечеть становится как бы утопленной по сравнению с дневной поверхностью в монгольское время. Мечеть превращается в мазар, в северном углу ее устраивается надгробие, под ним – захоронения, преимущественно детей, захороненных под полом. Отмечено, что погребения содержали кости не в полном наборе, что свидетельствует об их перезахоронении в мечеть. Многочисленные зольники на полу, битая посуда, косточки животных предполагают частичное (или сезонное) обживание здания. По-видимому, какая-то внешняя опасность, возможно захват Баласагуня монголами, заставила мусульманскую суфийскую общину города внести в мечеть-мавзолей местные «святыни» - кайраки с арабскими текстами эпитафий, лежавшие на могилах обширного гуристана, образовавшегося к этому времени вокруг минарета и мавзолеев. Центральная часть города, таким образом, с XII – XIII вв. становится сакральной, поскольку даже на остатках дворцового сооружения в центре шахристана производятся захоронения людей.