1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Калинина Н.М.XIX ВЕК – ЭПОХА АТЕИСТОВ, ВЕСТНИКОВ, ПРОРОКОВ

Индекс материала
Калинина Н.М.XIX ВЕК – ЭПОХА АТЕИСТОВ, ВЕСТНИКОВ, ПРОРОКОВ
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Все страницы

Калинина Н.М. Оправдание синергетики синтез науки, философии и религии.
         Бишкек 2003. 

XIX ВЕК – ЭПОХА АТЕИСТОВ, ВЕСТНИКОВ, ПРОРОКОВ
Тот, кто хочет проявить благородство, прежде всего должным образом правит государством. Тот, кто хочет должным образом править государством, прежде всего правильно управляет своим домом. Тот, кто хочет правильно управлять своим домом, прежде всего добивается собственного совершенства. Тот, кто хочет добиться собственного совершенства, прежде всего делает правым свое сердце. Тот, кто хочет сделать правым свое сердце, прежде всего приводит в согласие свои мысли с истиной.
Китайская мудрость
Религия и наука – два крыла, на которых взмывает в высоту человеческий разум и развивается человеческая душа. Нельзя лететь на одном крыле. Если человек попытается полететь, опираясь лишь на крыло религии, он быстро угодит в трясину суеверий; если же он полетит лишь на крыле науки, то также не продвинется, но упадет в беспросветное болото материализма.
Абдул-Баха, Глава религии бахаи
Открывая с такою щедростью лечебницы для своих предполагаемых сумасшедших, люди стараются лишь уверить друг друга, что сами они не безумны.
Шарль Луи Монтескье
Из теоремы Гёделя следует, что граница между формальным и интуитивным проходит не между математикой и гуманитарными науками. Эта граница проходит везде, в том числе и в самой математике. Более того, эта граница между субъектом и объектом подвижна и не может быть определена заранее. Она устанавливается каждый раз заново в каждом новом акте познания.
Что такое формальное знание, ясно, но как определить, что такое интуиция? Как найти ту границу, после которой интуиция превращается в знание? И что такое абсолютное знание? Достижимо ли оно хотя бы в какой-нибудь самой отдаленной перспективе развития человечества?
Посмотрим, что говорит по поводу абсолютной и относительной истины философский словарь 1975 г. выпуска, к которому и в настоящее время еще отсылают своих студентов многие преподаватели философии1.
Истина – верное, правильное отражение действительности в мысли, критерием которого в конечном счете является практика. Характеристика истинностности относится именно к мыслям, а не к самим вещам и средствам их языкового выражения.
Метафизика и догматизм, рассматривая истину не зависящей от условий, переоценивают роль абсолютного момента в истине. Это является гносеологической основой для возведения всех истин в ранг вечных, неопровержимых.
Абсолютная истина понимается как полное, исчерпывающее знание о действительности и как тот элемент, который не может быть опровергнут в будущем.
Наши знания на каждой ступени развития обусловлены достигнутым уровнем науки, техники, производства. По мере дальнейшего развития познания и практики человеческие представления о природе углубляются, уточняются, совершенствуются. Поэтому научные истины являются относительными в том смысле, что они не дают полного, исчерпывающего знания об изучаемой области предметов и содержат такие элементы, которые в процессе развития познания будут изменяться, уточняться, углубляться, заменяться новыми. Вместе с тем каждая относительная истина означает шаг вперед в познании абсолютной истины, и содержит, если она научна, элементы, крупицы абсолютной истины. Непереходимой грани между абсолютной и относительной истиной нет. Из суммы относительных истин складывается абсолютная истина. В процессе развития наука все глубже и полнее раскрывает свойства предметов и отношения между ними, приближаясь к познанию абсолютной истины, что подтверждается успешным применением теории на практике (в технике, технологии и т.п.).
Учение об абсолютной и относительной истине направлено против метафизики, объявляющей каждую истину вечной, неизменной, «абсолютной», и против различных идеалистических концепций релятивизма, утверждающих, что всякая истина лишь относительна, что развитие науки свидетельствует лишь о смене следующих друг за другом заблуждений и что поэтому нет и не может быть объективной истины.
Итак, главным критерием истинного знания является практика, задача человечества заключается в том, чтобы изучать окружающий мир, углубляя и расширяя свои знания через достижения научно-технического прогресса. Но смущает одно: как определить, что такое «верное, правильное отражение действительности», даже если оно проверено практикой. Ведь речь, в конце концов, идет об абсолютной истине, о мировоззрении, а не о внедрении достижений науки и техники «здесь и сейчас». Возникает еще один вопрос: развивается, эволюционирует ли Вселенная, и если да, то мы будем вечно гнаться за истиной и никогда не успеем за ней. Или же, несмотря на проявление цикличности в смене времен года, в перемещении планет и т.д., все в окружающем мире постоянно возвращается на «круги своя», поэтому Космос в целом вечно неизменен, и рано или поздно абсолютная истина будет постигнута? Тогда человек, как венец Природы, может стать и ее покорителем?
В конце XVII в., за 150 лет до появления теоремы Гёделя, выдающийся немецкий философ Иммануил Кант (1724–1804) показал, что если человек с его разумом начнет рассуждать о всеобщем, выходящем за пределы его конечного опыта, то он с неизбежностью впадет в противоречия. Причем противоречащие друг другу утверждения могут быть с равным успехом либо оба доказуемы, либо оба недоказуемы. Таким образом, оказывается, что конечный результат рассуждений зависит от точки зрения, а не от истинной сути вещей. Отдавая себе отчет в ограниченности человеческого разума, каждый предмет нужно рассматривать двойственно – как элемент мира явлений и как элемент мира вещей в себе. Понятие «вещь в себе», по Канту, означает вещи, как они существуют сами по себе в отличие от того, какими они являются «для нас» в познании.
Обладая современным уровнем знаний, мы уже можем более четко осмыслить, что хотел сказать Кант, вводя это понятие. Например,зная, что согласно уравнению Энштейна E = mc2, любой окружающий предмет мы можем мысленно представить в виде сгустка энергии, пропорциональной массе этого предмета. Можно представить также, что, если бы мы обладали зрением, способным различить в этом предмете все составляющие элементы во всей их сложности, т.е. молекулы, атомы, электроны, протоны и т.д., насколько бы возникшая перед нами картина отличалась от привычной. В какой-то степени это было бы созерцание «вещи в себе». Но какова действительная степень сложности этого предмета, где те первокирпичики, которые ищут физики и не могут найти? Пока можно предположить, что осознание природы этих первокирпичиков вообще окажется невозможным для нашего физического разума, как и великое «бесформенное» Ничто, называемое нами Абсолютом.



p8170012 .jpg

Сейчас на сайте

Сейчас 33 гостей онлайн

Статистика

Просмотры материалов : 8597453