1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Калинина Н.М.XIX ВЕК – ЭПОХА АТЕИСТОВ, ВЕСТНИКОВ, ПРОРОКОВ - Страница 7

Индекс материала
Калинина Н.М.XIX ВЕК – ЭПОХА АТЕИСТОВ, ВЕСТНИКОВ, ПРОРОКОВ
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Все страницы


«Человек – это процесс», – говорил Гаутама Будда. В XIX в. человечество получило более конкретный ответ на свой самый сокровенный вопрос: человек – это промежуточное состояние на пути эволюции, в котором уравновешиваются духовная и материальная компонента, составляющие его сущность. Отклонение от состояния равновесия вниз – переход обратно к человекозверю, устремление вверх – достижение состояния богочеловека.
Интересно отметить, что в 1883 г. произошли два события, на первый взгляд, казалось бы, не связанных между собой: 1) в Англии был опубликован «Эзотерический буддизм» А.П. Синнета, одного из сподвижников Блаватской, – произведение, в котором к эволюции человечества было применено определение «человеческая волна»;
2) французским химиком Пьером Эженом Марселеном Бертло совместно с П. Вьелем было впервые сформулировано понятие детонации как установившегося самоподдерживающегося процесса, распространяющегося с постоянной скоростью, характерной для каждого типа взрывчатого вещества. Человеческая волна и детонационная волна, как это стало понятно значительно позже, в некотором смысле по механизму зарождения и распространения аналогичны друг другу, и процессы самоорганизации, протекающие в детонационной волне не очень мощных взрывчатых смесей, по своему характеру очень напоминают процессы, протекающие в человеческом обществе. Но в 1883 г. эта взаимосвязь пока не прослеживалась, так как, с одной стороны, в XIX в. на смену пороху пришли очень мощные взрывчатые вещества: нитроглицерин, динамит, пироксилин, аммонит, тротил, гексоген и др., в которых в принципе не могло наблюдаться процессов самоорганизации, а с другой стороны, в то время еще не было аппаратуры, которая позволила бы регистрировать такой быстропротекающий процесс, как детонация.
Но можно отметить другое явление, тесно перекликающееся с идеями «Тайной Доктрины» и возникшее в тот же период времени – это философия выдающегося русского мыслителя Владимира Соловьева (1853–1900) о всеединстве и богочеловечестве. Соловьев считал, что правильно понятая, рационализированная теология не противоречит интересам философии и науки. Философия и наука имеют свою ценность в единстве с религиозной верой. Цельное знание выступает как синтез науки, философии и веры. Оно должно быть направлено на выработку универсальной теории, формирующей принципы единства веры. Человек, по Соловьеву, связан с двумя мирами – природным и божественным: из первого он вышел, ко второму стремится. Прежде чем человек становится духовным существом, он длительное время находится в природном состоянии. Для достижения «истинной жизни» человечество должно пройти путь от природного состояния к духовному. Смысл истории заключается в постепенном одухотворении, нравственном совершенствовании человечества посредством усвоения и осуществления ими христианских начал, одухотворения природной стихии божественным логосом: «Осуществление самого Царства Божия зависит не только от Бога, но и от нас, ибо ясно, что духовное перерождение человечества не может произойти помимо самого человечества, не может быть только внешним фактом; оно есть дело, на нас возложенное, задача, которую мы должны разрешить»28.
Что же это за явление, когда в отдаленных друг от друга местах, в разных странах, у разных людей возникают одинаковые идеи? Откуда такие совпадения? Синергетика сказала бы по этому поводу, что система перешла в состояние когерентности, согласованного действия. Но для того, чтобы такое состояние возникло, требуется какой-то единый источник, который приводил бы отдельные элементы к согласованному действию. Поищем ответ у Даниила Андреева (1906–1959), русского писателя, философа и пророка. Он писал: «…по мере того, как церковь утрачивала значение духовной водительницы, выдвигалась новая инстанция, на которую перелагался этот долг и которая, в лице крупнейших своих представителей, этот долг отчетливо осознавала. Инстанция эта – вестничество. Вестник – это тот, кто, будучи вдохновляем даймоном (По терминологии Д. Андреева, даймоны – это высшее человечество, обитатели разноматериальных миров, проходящие путь становления, схожий с нашим, но начавшие его раньше и совершающие его успешнее. – Прим. Н.М.К.), дает людям почувствовать сквозь образы искусства в широком смысле этого слова высшую правду и свет, льющиеся из миров иных. Пророчество и вестничество – понятия близкие, но не совпадающие. Вестник действует только через искусство; пророк может осуществлять свою миссию и другими путями – через устное проповедничество, через религиозную философию, даже через образ всей своей жизни»29.
Вестники и пророки – величайшие мыслители, философы, художники, поэты, писатели в конце XIX в. несли человечеству новые идеи: единства человека и космоса, смысла истории, эволюции, прогресса. Но многие из этих идей в то время не могли быть восприняты и реализованы, так как в основной массе западного мира и России это была эпоха революционных достижений человеческого разума, материалистического мышления, время сумерек духа. Ощущение этих сумерек и предчувствие потрясений следующего, ХХ века, очень тонко отражено в пророческом стихотворении английского поэта Томаса Харди, написанном 31 декабря 1900 г.:
ДРОЗД В СУМЕРКАХ
Томас Харди,
пер. с англ. В. Светлосанова

 

Калитка к рощице вела

В морозной полумгле,

Густая тень зимы легла

На сумрачной земле.

Сплетались прутья крон нагих,

Как струны скорбных лир,

В домах согрелся и притих

У очагов весь мир.

 

Мерещился мне мертвый век

В скупых чертах земли,

Над ним небесный свод поблек,

И ветер выл вдали.

Застопорился мерный шаг

Земного бытия,

И все, в ком теплилась душа,

Остыли вмиг, как я.

 

 

И вдруг вознесся звук живой

Ввысь, в сумрачную вязь,

Вечерня радости шальной

Вне русла разлилась;

Дрозд, исхудавший старожил,

Взъерошив мокрый фрак,

Всю душу выплеснуть решил

В сгущающийся мрак.

 

Так мало поводов для од,

Восторгов и похвал

Унылый вид земных широт

В то время подавал,

И мне подумалось: на сон

Грядущий песнь слагать

С благой Надеждой мог лишь Он,

А я не мог понять.

Июль 2002 г.
Литература

1 Философский словарь /Под ред. М.М. Розенталя. Изд. 3-е. – М.: Политиздат, 1975. – С. 3, 157.
2 Ойзерман Т.И. Этикотеология Канта и ее современное значение
// Вопросы философии. – №3, 1997. – С. 103–114.
3 Кант И. Критика чистого разума. Соч. Т. 3. – М., 1966. – С. 619.
4 Там же, с. 405–431.
5 Там же, с. 409–411.
6 Шеллинг Ф. Соч. – Т.1. – М.: Мысль, 1987. – С. 101.
7 Философия: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – С. 166.
8 Гегель Г. В. Ф. Соч. в 14 т. – Т. 8. – М.–Л., 1929–1959. – С. 19.
9 Фейербах Л. Сущность христианства. – М.: Мысль, 1965. – С. 328.
10 Там же, с. 21.
11 Блаватская Е.П. Тайная Доктрина: синтез науки, религии и философии. В 2 т., 4 кн. Т.1, Космогенезис. Кн.1 / Пер. с англ. Е. И. Рерих; Подгот. текста В.Э. Жигота; Биогр. очерк Е.Ф.Писаревой. – Мн.: Маст. Лiт., 1993. – С. 8–9.
12 Энгельс Ф. Диалектика природы. – М.: Политиздат, 1965. – С. 33.
13 Там же, с. 40–41.
14 Там же, с. 42.
15 Исход, гл. 22, п.18.
16 Левит, гл. 19, п. 26, 31.
17 Левит, гл. 20, п. 6.
18 Мэри К. Нэф. Личные мемуары Е. П. Блаватской. – М.: Сфера РТО, 1993. – С. 195.
19 Там же, с. 194–195.
20 Там же, с. 159.
21 Блаватская Е.П. Гималайские Братья. Сборник /Пер. с англ. – М.: Сфера, 1998. – С. 7.
22 Письма Махатм. Предприятие «Алгим». – Новосибирск: Вико, 1993. – С. 8–9.
23 Блаватская Е.П. Тайная Доктрина: синтез науки, религии и философии. В 2 т., 4 кн. Т.1, Космогенезис. Кн.2 / Пер. с англ. Е.И. Рерих; Подгот. текста В.Э. Жигота; Биогр. очерк Е.Ф. Писаревой. – Мн.: Маст. Лiт., 1993. – С. 386–387.
24 Там же, с. 427–428.
25 Там же, с. 427.
26 Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Т.. 2. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, Харьков: Изд-во Фолио, 2000. – С. 98–99.
27 Там же, с. 348–349.
28 Соловьев В.С. Об упадке средневекового миросозерцания. Избр. – М.: Сов. Россия, 1990. – С. 116.
29 Андреев Д.Л. Роза Мира. – М.: Редакция журнала «Урания»,
1998. – С. 368–374.

 


 



imga0645.jpg

Сейчас на сайте

Сейчас 35 гостей онлайн

Статистика

Просмотры материалов : 9263086