1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Калинина Н.М.XIX ВЕК – ЭПОХА АТЕИСТОВ, ВЕСТНИКОВ, ПРОРОКОВ - Страница 4

Индекс материала
Калинина Н.М.XIX ВЕК – ЭПОХА АТЕИСТОВ, ВЕСТНИКОВ, ПРОРОКОВ
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Все страницы


Кризис церкви и успехи науки привели к тому, что снова на шкале иерархии ценностей человек поставил себя на первое место, причем, если в эпоху Возрождения сознание величия духа человеческого не отрицало величия Бога, то в первой половине XIX в. Бог стал считаться порождением человеческой мысли. Людвиг Фейербах так писал в ответ на идеи Гегеля: «Бог есть не физиологическое или космическое, а психологическое существо. Как может от существа, которое мыслит без посредства головы, произойти другое существо, которое мыслит исключительно головой? К чему понадобились нематериальному, без средств действующему всемогущему существу материальные средства? Поэтому заключение от природы к богу, то есть к отличному от природы, сверхъестественному, духовному существу, как первопричине природы уместно и правильно только там, где человек верит, что можно видеть без глаз и слышать без ушей, где всемогущее, божественное существо является единственной связью между причиной и действием, средством и целью, органом и функцией»9; «…если не в самой религии, то в ее рефлексии сын божий считается сыном не в естественном, человеческом, а в совершенно ином, противоречащем природе и разуму, следовательно, в нелепом и непонятном смысле, и нахожу в этом отрицании человеческого смысла и ума противоречие истине, отрицательный момент религии10.
Ко времени написания «Сущности христианства», откуда взяты приведенные выше слова, исполнилось по 10 лет от роду Джеймсу Клерку Максвеллу и Елене Петровне Блаватской, которые оба родились в 1831 г. В 1873 г. в Англии выйдет «Трактат по электричеству и магнетизму», в котором, помимо всего прочего, будет изложено новое учение об электромагнитном поле, где Максвелл обоснует невозможность объяснения электромагнитных явлений на основе теории дальнодействия и представит гидродинамическую модель силовых линий. Максвелл придет к ясному определению электромагнитного поля как вида материи и предскажет существование электромагнитных волн, распространяющихся со скоростью света. Почти одновременно, в 1875 г. Блаватская приступит к написанию «Разоблаченной Изиды», а несколько позднее, в 1888 г. выйдет в свет ее «Тайная Доктрина», в которой будет поставлена цель «доказать, что Природа не есть “случайное сочетание атомов” и указать человеку его законное место в схеме Вселенной; спасти от извращения архаические истины, являющиеся основою всех религий; приоткрыть до некоторой степени основное единство, откуда все они произошли; наконец, показать, что оккультная сторона Природы никогда еще не была доступна науке современной цивилизации»11.
Открытие нового вида материи – электрического поля, и электромагнитных волн там, где прежде человечество видело только пустоту, явилось потрясающим свидетельством того, что «совершенно иные, нелепые и непонятные смыслы» существуют только для нашего ограниченного сознания. Выход в «инобытие» – в непроявленную материю, какой является электрическое поле, позволил обнаружить стройную картину и ясный смысл там, где раньше они, казалось бы, вообще отсутствовали.
Миссия Е.П. Блаватской состояла в том, чтобы человечеству, подготовленному революционными научными открытиями XIX в., донести высший синтез науки, религии и философии. Вместе с тем возникала проблема готовности человечества воспринять этот синтез, находясь на пике своего материалистического мировоззрения. Следует учесть еще одно немаловажное обстоятельство этого времени: кризис церкви породил увлечение спиритуализмом, медиумизмом, т.е. общение с миром духов. Фридрих Энгельс (1820–1895) так писал по поводу этих увлечений в своей «Диалектике природы»: «Существует старое положение диалектики, перешедшей в народное сознание: крайности сходятся. Мы поэтому вряд ли ошибемся, если станем искать самые крайние степени фантазерства, легковерия и суеверия не у того естественнонаучного направления, которое, подобно немецкой натурфилософии, пыталось втиснуть объективный мир в рамки своего субъективного мышления, а, наоборот, у того противоположного направления, которое, чванясь тем, что оно пользуется только опытом, относится к мышлению с глубочайшим презрением и, действительно, дальше всего ушло по части оскудения мысли. Эта школа господствует в Англии. Уже ее родоначальник Фрэнсис Бэкон жаждет применения своего нового эмпирического, индуктивного метода для достижения следующих целей: продление жизни, омоложение в известной степени, …владычество над воздухом и вызывание гроз. Точно так же и Исаак Ньютон много занимался на старости лет толкованием Откровения Иоанна. Поэтому нет ничего удивительного в том, что за последние годы английский эмпиризм в лице некоторых из своих, далеко не худших, представителей стал как будто бы безвозвратно жертвой импортированного из Америки духовыстукивания и духовидения»12. Иронизируя по поводу духовидцев, Энгельс продолжает: «Духи доказывают существование четвертого измерения, как и четвертое измерение свидетельствует о существовании духов. А раз это установлено, то перед наукой открывается совершенно новое, необозримое поле деятельности. Вся математика и все естествознание прошлого оказываются только преддверием к математике четвертого и дальнейших измерений и к механике, физике, химии, физиологии духов, пребывающих в этих высших измерениях»13. «Презрение к диалектике не остается безнаказанным. …неправильное мышление, если его последовательно проводить до конца, неизбежно приводит, по давно известному диалектическому закону, к таким результатам, которые прямо противоположны его исходному пункту. И, таким образом, эмпирическое презрение к диалектике наказывается тем, что некоторые из самых трезвых эмпириков становятся жертвой самого дикого из всех суеверий – современного спиритизма»14. В качестве комментария к словам о четвертом измерении, над возможным существованием которого иронизирует Энгельс, хотелось бы отметить, что Альберт Эйнштейн родился в 1879 г., через четыре года после того, как происходили описанные спиритические сеансы.
Но проблема спиритизма заключалась не в том, что ученые и философы-материалисты не верили в существование духов. В 1905 г. появится теория относительности с идеей какого угодно количества измерений, но веры в мир духов у этих людей все равно не прибавится.
Проблема спиритизма лежала гораздо глубже. Заглянем в Библию: «Ворожеи не оставляй в живых»15; «Не ворожите и не гадайте. Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них»16; «И если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лице Мое на ту душу и истреблю ее из народа ее»17.



01.jpg

Сейчас на сайте

Сейчас 42 гостей онлайн

Статистика

Просмотры материалов : 9263073