1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Калинина Н.М.XIX ВЕК – ЭПОХА АТЕИСТОВ, ВЕСТНИКОВ, ПРОРОКОВ - Страница 3

Индекс материала
Калинина Н.М.XIX ВЕК – ЭПОХА АТЕИСТОВ, ВЕСТНИКОВ, ПРОРОКОВ
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Все страницы


Таким образом, чтобы разрешить противоречия трансцендентальных, не познаваемых опытом идей, необходимо выйти за пределы чувственно воспринимаемого мира, принять ничто как неизвестное нам состояние (существование), в котором нет ни форм, ни движения, то есть ни пространства, ни времени с точки зрения нашего, человеческого состояния.
Позже немецкий философ Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775–1854), основатель натурфилософии, высказал твердое убеждение в единстве природы, т.е. в том, что в ней нет никаких разнородных субстанций, неразложимых первоэлементов. В основе его взглядов лежит диалектическая идея тождественности субъекта и объекта, материи и духа, которые проходят процесс развития одновременно: «Каждая действительность уже предполагает раздвоение. Там, где существуют явления, существуют и противоположные силы. Следовательно, учение о природе предполагает в качестве непосредственного принципа всеобщую двойственность…»6. Тогда материя и дух, единые по своей природе, но противоположные в проявлении и потому одновременно притягивающие и отталкивающие друг друга, придают миру целостность, системность, многообразие и упорядоченность. Отсюда следует, что разность потенциалов, возникающая между Духом и Материей в их крайних, абсолютных проявлениях, и создает ту движущую Силу, которая управляет миром. Развитие природы Шеллинг рассматривает как бессознательный процесс рождения все более высоких форм организации, основой которого служит творческая активность «мировой души», вселенского разума. Лишь в человеке природа поднимается до осознания самой себя как изначально разумной7.
Аналогичные идеи, но приведенные в системное единство, прозвучали в работах Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831). Исходное положение философии Гегеля заключается, как и у Шеллинга, в тождестве бытия и мышления, то есть реальный мир понимается как проявление идеи, духа. В основе всех явлений лежит Абсолют, духовное и разумное начало – «абсолютная идея», «мировой разум» или «мировой дух». Это начало активно и деятельно, причем деятельность его состоит в мышлении, а точнее, самопознании. В своем развитии абсолютная идея проходит три этапа:
1) саморазвитие идеи, раскрывающей свое содержание в системе связанных и переходящих друг в друга логических категорий; в процессе развития этой системы из простых, абстрактных категорий разворачиваются более сложные и конкретные категории; двигательную силу этому процессу придает взаимодействие противоположностей, выражающееся в их единстве и противоречивости, взаимопревращении, уничтожении и возникновении, качественных переходах и т.д.
2) развитие идеи в форме «инобытия», т.е. в форме природы; идея – дух погружается в свою противоположность – материальную оболочку, образуя материальный мир; человек появляется на этом этапе как часть и завершение природы, как форма, в которой дух преодолевает материальность природы своей духовной деятельностью;
3) через развитие человеческой духовной жизни абсолютная идея вновь возвращается к самой себе и постигает свое содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности.
Таким образом, смысл странствий мирового духа заключается в самопознании путем прохождения бесконечной череды самых разнообразных материальных форм. Эти странствия завершаются, в конечном счете, полным освобождением духа от материи и возвращением к себе в новом состоянии, наполненном пройденным опытом и полученными знаниями. Человек в этой схеме – всего лишь промежуточная форма в множестве перевоплощений духа.
Движение мирового духа, по Гегелю, проходит поступательно, последовательно, закономерно. Это движение представляет собой историю познания материального мира, переходящую в историю самопознания. Процесс познания разворачивается от самой его низшей формы – созерцания, до предельно возможной – абсолютного знания. Таким образом, по мере изменения характера взаимодействия материальных форм происходит постепенное освобождение духа, заключенного в материю; его сознание расширяется по мере преодоления материальной оболочки, переходит на все более и более высокие уровни, где, в конечном итоге, происходит осознание всеобщего единства, целостности, где субъект сливается с объектом. Исчезают противоречия, исчезает мир форм, все переходит в «чистое бытие» – наивысшее состояние духа, в котором он обретает полную свободу. Таким образом, по Гегелю, главная цель духа в процессе самопознания заключается в свободе: «Свобода является сама в себе целью, которая реализуется и является единственной целью духа. Мировая история была направлена к этой окончательной цели, которой на протяжении многих веков приносятся жертвы на алтаре мира»8. Исходя из этого, Гегель в качестве критерия прогрессивного развития рассматривает увеличение степени свободы в сменяющих друг друга исторических эпохах.
И хотя Гегель заявляет, что свобода является единственной целью духа, его же исходная концепция подсказывает, что стремление к свободе является движущей силой заключенного в материю духа; изначальная же цель свободного духа, каким он был в начале пути, перед погружением в материю, заключается все-таки в самопознании. Самопознание же достигается путем принесения великой жертвы – утраты абсолютной свободы в материальном мире. И эта жертва неизбежна, поскольку познание без пары противоположностей «субъект – объект» невозможно. Для того, чтобы дух мог познать себя, он должен проявиться в соответствующем проводнике – материальном мире, тождественном ему по природе, но противоположном в проявлении.
Можно ли с позиций науки XXI века хотя бы отдаленно, очень приблизительно понять, чему может научиться в материальном мире, мире форм свободный божественный дух, вышедший из ничто – непознаваемого, невыразимого, несказуемого инобытия? Синергетика позволяет сделать некоторое предположение, проведя для этого определенную аналогию с эволюцией сложных нелинейных систем: в процессе расширения сознания приходит понимание целостности, единства с тем иерархическим уровнем мироздания, который становится доступным для сознания, в результате и энергетический потенциал, т.е. творческие возможности эволюционирующего эго сливаются с возможностями этого уровня. В конечном счете, из хаоса, то есть из множества разъединенных индивидуальных сознаний, рождается единое целое с единым космическим потенциалом, с единым космическим сознанием, содержащим в себе весь суммарный опыт бесконечного множества воплощений эго. Так же, например, и человек, отождествляя свои личные цели и интересы с целями и интересами своей страны, ощущает себя настолько сильным в кругу интересующих его проблем, насколько сильна в решении этих проблем его страна.
Идеи Гегеля прозвучали на фоне довольно необычного в своем разнообразии и противоречивости состояния общественной мысли. Революционные научные открытия, необычайно высокие технические достижения, формирование рабочего класса, назревание классовых противоречий, кризис церкви, прогрессирующее наступление диалектического материализма и метафизического атеизма – разнообразие, переходящее в хаос. Это было время Пушкина и Лермонтова, Толстого и Достоевского – время русского «сплина», духовной «хандры», поисков смысла жизни. Одновременно это было время атеистической философии Л. Фейербаха и диалектического материализма Маркса и Энгельса.



01.jpg

Сейчас на сайте

Сейчас 27 гостей онлайн

Статистика

Просмотры материалов : 9263147