1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Калинина Н.М.XIX ВЕК – ЭПОХА АТЕИСТОВ, ВЕСТНИКОВ, ПРОРОКОВ - Страница 2

Индекс материала
Калинина Н.М.XIX ВЕК – ЭПОХА АТЕИСТОВ, ВЕСТНИКОВ, ПРОРОКОВ
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Все страницы


Можно поставить вопрос и иначе: а что собой представляет человек как вещь в себе, особенно, если учесть, что он сотворен по образу и подобию Божию? Если бы мы увидели себя в непривычной для нашего зрения форме, в виде органов, клеток, электрических разрядов, химических реакций, микробов и т.д., во всех взаимодействиях этих составляющих с окружающим миром, видимым и невидимым, не стало бы нам страшно от созерцания собственного естества новыми глазами? Наверное, многие сознания не выдержали бы этого зрелища. Но мы пока не можем даже мысленно представить и учесть всей полноты своей сущности, поскольку не можем найти аналогий таким своим составляющим как душа, мысли, память... А что бы нам открылось, если бы развернулось все то, что записано в памяти нашего мозга, не говоря уже о генетической памяти? Ведь целостное мнение о какой-то сущности, тем более разумной, можно составить только тогда, когда будут соединены в единую картину прошедшее, настоящее и будущее этой сущности. Кроме того, эта сущность может играть роль элемента в каком-то инобытии, о котором говорил А.Ф. Лосев, то есть пребывать в каком-то совершенно новом качественном состоянии, которое мы не осознаем в силу своей ограниченности трехмерным мышлением. Как бы мы вообще отнеслись к понятию «человек» после созерцания всего многообразия наших составляющих? Ответ на этот вопрос человечество получило в «Тайной Доктрине» Елены Петровны Блаватской (1831–1891), первый том которой вышел в 1888 г.
Но во времена Канта еще не знали ни об электрическом поле, ни об электромагнитных волнах, ни о многом другом. Пройдет почти 70 лет со дня ухода Канта из жизни, прежде чем выйдут в свет труды Максвелла по теории электродинамики, в которых он дает определение электромагнитного поля как вида материи, где предсказывает существование электромагнитных волн.
А пока вернемся во вторую половину XVIII века. Рассуждая о Боге, о бессмертии души, Кант говорит о том, что философия не в силах доказать, то есть логически вывести существование Бога и бессмертие души, так как познание, по самой природе своей, не способно выйти за пределы возможного опыта2. Он вводит свое понятие религии, определяя ее как веру чистого практического разума. Тем самым Кант вводит в оборот философское понятие веры высшего рода, т.е. такой веры, которая не зависит от разума, знания, науки и которая такие высшие понятия, как мир, Бог, свобода рассматривает как вещь в себе. Веру религиозную, основанную на откровении, он называет доктринальной, поскольку лежащий в ее основе духовный опыт, доступный только избранным, делает ее зависимой от внешних авторитетов, лишая тем самым верующего человека возможности самостоятельного духовного развития, выходящего за рамки устоявшихся религиозных представлений. Поэтому вера чистого разума – это независимое, свободное устремление человека к абсолютной истине. Простого распространения знаний в целях просвещения человечества недостаточно, утверждал Кант, человек должен учиться мыслить самостоятельно, чтобы быть свободным в поисках высшей истины.
Сейчас, с позиций теории самоорганизации, мы можем сказать, что одна из важнейших заслуг Канта перед человечеством заключалась в том, что он призывал каждого человека, как личность, к самостоятельности в мышлении, а, следовательно, к приобретению собственного опыта, накоплению мудрости, осознанию личной ответственности при реализации своей свободы.
В то же время Кант говорит о внутренней необходимости религиозной веры: «Мы вынуждены смотреть на мир так, как если бы он был творением некоего высшего разума и высшей воли» и одновременно призывает метафизику отказаться от всяких попыток теоретически доказать существование Бога, бессмертия души и даже свободы воли, ограничивая притязания разума на познание сверхопытного, трансцендентного: «…со временем будут еще изобретены очевидные демонстрации двух кардинальных положений нашего чистого разума: есть Бог, есть загробная жизнь. Я с этим не согласен, скорее я уверен, что этого никогда не случится. Действительно, откуда взял разум основания для таких синтетических утверждений, которые не касаются предметов опыта и его внутренней возможности?»3. Таким образом, Кант приводит к мысли о том, что человек по своей сути свободен в этом мире, но, тем не менее, есть нечто непреодолимое, что ограничивает нашу свободу. И это нечто заключено в принципиальной ограниченности возможного опыта человека, обладающего реальным физическим телом и живущего в реальном земном мире.
Но из этих ограничений Канта все-таки напрашивается интересный вывод: если человечество раскроет в себе принципиально новые возможности и обретет качественно новый опыт взаимодействия с окружающим миром, у него могут возникнуть основания для доказательства существования Бога и бессмертия души. Может это произойти или не может? Вспомним Гёделя и аксиомы, рано или поздно превращающиеся в теоремы…
Для того, чтобы продвинуться в наших логических построениях дальше, рассмотрим, какими же научными и философскими понятиями оперировал Кант при обсуждении своих антиномий чистого разума, или противоречий трансцендентальных идей4.

 

Тезис

 

Антитезис

1.

Мир имеет начало во времени и ограничен также в пространстве.

1.

Мир не имеет начала во времени и границ в пространстве; он бесконечен и во времени, и в пространстве.

2.

Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей, и вообще существует только простое или то, что сложено из простого.

2.

Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых частей, и вообще в мире нет ничего простого.

3.

Причинность по законам природы есть не единственная причинность, из которой можно вывести все явления в мире. Для объяснения явлений необходимо еще допустить свободную причин-
ность.

3.

Нет никакой свободы, все совершается в мире только по законам природы.

4.

К миру принадлежит или как часть его, или как его причина безусловно необходимая сущность.

4.

Нигде нет никакой абсолютно необходимой сущности – ни в мире, ни вне мира – как его причины.

Как видим, главные проблемы заключались в определении конечности или бесконечности мира, в установлении степени его простоты и сложности, в определении границ свободы и свободной воли человека, в обосновании существования или несуществования Бога, как высшей причины Бытия.
Доказывая свои тезисы и антитезисы, Кант сталкивается с необходимостью вводить такие понятия как пустое время, то есть время, в котором мира не было, ничто, как пустое пространство, с которым должен соотноситься мир в случае конечности своих размеров, последовательный синтез бесконечного мира, не сочетающийся с целостностью последнего.
Кант говорит, что скрытая возможность выйти из этих противоречий заключается только в том, чтобы «вместо чувственно воспринимаемого мира представлять себе неизвестно какой умопостигаемый мир, вместо первого начала (существование, которому предшествует время несуществования) мыслить вообще существование, не предполагающее никакого иного условия в мире, а вместо границы протяжения – пределы мироздания и таким образом освободиться от пространства и времени. Между тем здесь речь идет только о mundus phaenomenon (mundus phaenomenon – мир являющийся. Прим. Н.М.К.) и его величине, причем от упомянутых условий чувственности никоим образом нельзя отвлекаться, не уничтожая сущности этого мира. Чувственно воспринимаемый мир, если он ограничен, неизбежно находится в бесконечной пустоте»5.



120.jpg

Сейчас на сайте

Сейчас 26 гостей онлайн

Статистика

Просмотры материалов : 9263141