Историография развития Кыргызстана во второй половине XIX- начале XX веков. - Страница 8
Все эти вопросы в 90-е годы в кыргызской историографии изучались по-новому. Были опубликованы немало научных книг и брошюр,4 статей и авторефераты защищенных кандидатских диссертаций, характеризующих политическую деятельность кыргызских родоправителей, а также последствия присоединения Кыргызстана и России, которое привела к трансформации всего социального организма традиционного общества кыргызов, его экономического и политического строя во второй половине XIX - начале XX вв. В них освещаются внешнеполитические и международные отношения кыргызов во второй половине XVII в.т70-х годах XIX вв. между соседними державами, а также роль кыргызских феодалов в политической жизни Кокандского ханства. В рассматриваемых работах впервые в кыргызской историографии предпринята попытка переосмыслить исторический путь, пройденный кыргызским народом на основе нового методологического подхода к роли и месту политических лидеров Кыргызстана в XIX веке. Так, например, в курсе лекции "Введение в историю кыргызской государственности" рассмотрена проблема развития кыргызской государственности с древнейших времен до современного суверенного состояния Кыргызской Республики в новом геополитическом пространстве.
Новые научные и научно-популярные брошюры А.Газиева "Курманжан-датка - некоронованная царица Алая", Т.Омурзаковой "Курманжан датка и ее эпоха" и "Политическая деятельность Курманжан датки" имеют внутреннее единство и представляют тематический цикл работ и целенаправленный поиск. В брошюрах Т.Омурзаковой на основе нового методологического подхода характеризуются эпоха, в которую формировалась ее личность, прослежен жизненный путь Курманжан в общей связи с историей Средней Азии и Российской империи. Также впервые в кыргызской историографии выделены четыре периода ее общественно-политической и государственной деятельности: с 1832 г. по 1907 год.
Таким образом, рассмотренные работы, объединенные по своему тематическому существу, привели к принципиально важным выводам относительно истории кыргызского народа, его роли в этнополитической структуре Средней Азии. Многие моменты содержания вышеназванных работ в будущем могут повлиять на общественное мнение.
В несколько ином плане написана вышеупомянутая статья -исследование К. Молдокасымова "Исхак Молдо - Кокондун акыркы ханы", посвященная истории политической деятельности Пулат хана в период Кокандского восстания 1873-1876 гг. Автор проследил историю престолонаследия в ханстве, начиная с правителя Ходжента в начале XVIII в. кыргыза Акбото бия до Пулат хана. Впервые в кыргызской историографии К.Молдокасымов в этой статье выдвигает концепцию о том, что Исхак Молдо Хасан уулу (Пулат хан) является последним ханом Кокандского ханства. При этом он эту концепцию обосновывает тем, что, во-первых, в момент усиления восстания, т.е. в 1974 году, когда депутация повстанцев Мусулманкула и Шера датки предложили самозванцу Пулат хану возглавить движение, он немедленно согласился с целью восстановления прежней мощи и власти кыргызов в Кокандском ханстве, во-вторых, повстанцы просто не признавали власть Насреддин хана на втором этапе восстания. После бегства Насреддин хана из Коканда, в ханстве была полностью утверждена власть Пулат хана, где он избрал резиденцию в Ассаке и в Маргелане, с целью продолжать борьбу за независимость.
Интересно отметить, что исследователь Б.Боотаева в вышеназванной монографии "Кыргызы между Кокандом, Китаем и Россией" тоже писала, что "повстанцы в противовес Насреддину провозгласили ханом Исхак уулу, подняв его по традиционному обычаю на белом войлоке как Пулат хана. Отныне Пулат хан приобретал законные права властителя суцеб в государстве".46 Как видно из этого в этом вопросе мнения К. Молдокасымова и Б.Боотаевой в целом совпадают.
Мы же думаем, что с данной концепцией можно согласиться в том плане, что в 1875-1876 гг. восстание более усилилось, и оно в дальнейшем не могло развиваться без руководителя обличенного ханской властью. В такой ситуации повстанцы признавали Пулат хана единственным престолонаследником Кокандского ханства, как внука Алим хана, имевшего законное право властителя среднеазиатского феодального государства.
Другой, не менее важной проблемой в политической истории Кыргызстана второй половины XIX начала XX вв. является вопрос о создании кыргызами своего государственного образования.
До недавнего времени историки умалчивали о древних кыргызских государственных образованиях, говорили только о том, что в 1924 году была образована Кара-Кыргызская автономная область в составе РСФСР. Между тем, первое упоминание государственного образования кыргызов относится к III в. до н.э. Как утверждают авторы коллективного труда "У истоков кыргызской национальной государственности", изданной к пятилетней годовщине обретения суверенитета Кыргызской Республикой, впервые "Владение Кыргыз" было упомянуто в китайских исторических хрониках под 201 г. до н.э., когда его завоевал организатор первой кочевой империи гуннов Огуз хан. Местонахождение этого первого государственного объединения кыргызов, находилось то ли в районе Кыргыз-Нур в Западной Монголии, то ли у хребта Боро-Хоро в Восточном Туркестане. Отсюда ясно, что древние кыргызы создали свое первое государство одновременно с первой тюркоязычной империей гуннов. Выявление и изучение этапов образования и развития национальной государственности, определение роли и места кыргызской родоплеменной знати в политической истории Кокандского ханства в кыргызской историографии началось в годы перестройки. В 90-е годы по данной проблеме в республике было издано несколько коллективных обобщающих работ.48 В них отмечается, что опирающиеся на свои сильные ополчения кыргызские феодалы были независимы, более того, смело вмешивались во все дела Кокандского ханства, не исключая престолонаследия. В частности, авторы подчеркивают, что правитель Алая Алымбек датка стал первым визирем Кокандского ханства, приобрел большой политический вес, пытался объединить всех кыргызов под своим руководством и создать тянь-шаньское ханство кыргызов. Но идея объединения всех южных и северных кыргызов не состоялась по той причине, что Северный Кыргызстан начал входить в состав Российской империи.
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Авторизация:
Последние новости:
- Раздел 4. Тема 4.2. Русское искусство XIX века – социокультурный феномен.
- Раздел 4. Тема 4.1. Историко-культурные преобразования России XVIII века и особенности развития иск
- Тема 3.2. Русское искусство XVII века.
- Раздел 3. Тема 3.1. Создание единого Российского государства и своеобразие искусства XV –XVI веков
- Тема 2.2. Искусство исторического периода формирования великорусской народности