1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Историография развития Кыргызстана во второй половине XIX- начале XX веков. - Страница 8

Индекс материала
Историография развития Кыргызстана во второй половине XIX- начале XX веков.
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Все страницы


 

Все эти вопросы в 90-е годы в кыргызской историографии изучались по-новому. Были опубликованы немало научных книг и брошюр,4 статей и авторефераты защищенных кандидатских диссертаций, характеризующих политическую деятельность кыргызских родоправителей, а также последствия присоединения Кыргызстана и России, которое привела к трансформации всего социального организма традиционного общества кыргызов, его экономического и политического строя во второй половине XIX - начале XX вв. В них освещаются внешнеполитические и международные отношения кыргызов во второй половине XVII в.т70-х годах XIX вв. между соседними державами, а также роль кыргызских феодалов в политической жизни Кокандского ханства. В рассматриваемых работах впервые в кыргызской историографии предпринята попытка переосмыслить исторический путь, пройденный кыргызским народом на основе нового методологического подхода к роли и месту политических лидеров Кыргызстана в XIX веке. Так, например, в курсе лекции "Введение в историю кыргызской государственности" рассмотрена проблема развития кыргызской государственности с древнейших времен до современного суверенного состояния Кыргызской Республики в новом геополитическом пространстве.
Новые научные и научно-популярные брошюры А.Газиева "Курманжан-датка - некоронованная царица Алая", Т.Омурзаковой "Курманжан датка и ее эпоха" и "Политическая деятельность Курманжан датки" имеют внутреннее единство и представляют тематический цикл работ и целенаправленный поиск. В брошюрах Т.Омурзаковой на основе нового методологического подхода характеризуются эпоха, в которую формировалась ее личность, прослежен жизненный путь Курманжан в общей связи с историей Средней Азии и Российской империи. Также впервые в кыргызской историографии выделены четыре периода ее общественно-политической и государственной деятельности: с 1832 г. по 1907 год.
Таким образом, рассмотренные работы, объединенные по своему тематическому существу, привели к принципиально важным выводам относительно истории кыргызского народа, его роли в этнополитической структуре Средней Азии. Многие моменты содержания вышеназванных работ в будущем могут повлиять на общественное мнение.
В несколько ином плане написана вышеупомянутая статья -исследование К. Молдокасымова "Исхак Молдо - Кокондун акыркы ханы", посвященная истории политической деятельности Пулат хана в период Кокандского восстания 1873-1876 гг. Автор проследил историю престолонаследия в ханстве, начиная с правителя Ходжента в начале XVIII в. кыргыза Акбото бия до Пулат хана. Впервые в кыргызской историографии К.Молдокасымов в этой статье выдвигает концепцию о том, что Исхак Молдо Хасан уулу (Пулат хан) является последним ханом Кокандского ханства. При этом он эту концепцию обосновывает тем, что, во-первых, в момент усиления восстания, т.е. в 1974 году, когда депутация повстанцев Мусулманкула и Шера датки предложили самозванцу Пулат хану возглавить движение, он немедленно согласился с целью восстановления прежней мощи и власти кыргызов в Кокандском ханстве, во-вторых, повстанцы просто не признавали власть Насреддин хана на втором этапе восстания. После бегства Насреддин хана из Коканда, в ханстве была полностью утверждена власть Пулат хана, где он избрал резиденцию в Ассаке и в Маргелане, с целью продолжать борьбу за независимость.
Интересно отметить, что исследователь Б.Боотаева в вышеназванной монографии "Кыргызы между Кокандом, Китаем и Россией" тоже писала, что "повстанцы в противовес Насреддину провозгласили ханом Исхак уулу, подняв его по традиционному обычаю на белом войлоке как Пулат хана. Отныне Пулат хан приобретал законные права властителя суцеб в государстве".46 Как видно из этого в этом вопросе мнения К. Молдокасымова и Б.Боотаевой в целом совпадают.
Мы же думаем, что с данной концепцией можно согласиться в том плане, что в 1875-1876 гг. восстание более усилилось, и оно в дальнейшем не могло развиваться без руководителя обличенного ханской властью. В такой ситуации повстанцы признавали Пулат хана единственным престолонаследником Кокандского ханства, как внука Алим хана, имевшего законное право властителя среднеазиатского феодального государства.
Другой, не менее важной проблемой в политической истории Кыргызстана второй половины XIX начала XX вв. является вопрос о создании кыргызами своего государственного образования.
До недавнего времени историки умалчивали о древних кыргызских государственных образованиях, говорили только о том, что в 1924 году была образована Кара-Кыргызская автономная область в составе РСФСР. Между тем, первое упоминание государственного образования кыргызов относится к III в. до н.э. Как утверждают авторы коллективного труда "У истоков кыргызской национальной государственности", изданной к пятилетней годовщине обретения суверенитета Кыргызской Республикой, впервые "Владение Кыргыз" было упомянуто в китайских исторических хрониках под 201 г. до н.э., когда его завоевал организатор первой кочевой империи гуннов Огуз хан. Местонахождение этого первого государственного объединения кыргызов, находилось то ли в районе Кыргыз-Нур в Западной Монголии, то ли у хребта Боро-Хоро в Восточном Туркестане. Отсюда ясно, что древние кыргызы создали свое первое государство одновременно с первой тюркоязычной империей гуннов. Выявление и изучение этапов образования и развития национальной государственности, определение роли и места кыргызской родоплеменной знати в политической истории Кокандского ханства в кыргызской историографии началось в годы перестройки. В 90-е годы по данной проблеме в республике было издано несколько коллективных обобщающих работ.48 В них отмечается, что опирающиеся на свои сильные ополчения кыргызские феодалы были независимы, более того, смело вмешивались во все дела Кокандского ханства, не исключая престолонаследия. В частности, авторы подчеркивают, что правитель Алая Алымбек датка стал первым визирем Кокандского ханства, приобрел большой политический вес, пытался объединить всех кыргызов под своим руководством и создать тянь-шаньское ханство кыргызов. Но идея объединения всех южных и северных кыргызов не состоялась по той причине, что Северный Кыргызстан начал входить в состав Российской империи.



p8170012 .jpg

Сейчас на сайте

Сейчас 59 гостей онлайн

Статистика

Просмотры материалов : 9554723