1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Историография развития Кыргызстана во второй половине XIX- начале XX веков. - Страница 6

Индекс материала
Историография развития Кыргызстана во второй половине XIX- начале XX веков.
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Все страницы


 

Один из авторов данного сборника Гунай Кексу Оздогон в статье "Динамика национализации от Советского Союза к независимости республик" отмечает, что многие республики бывшего СССР стали заново осмысливать и описывать свою национальную историю. Согласно его концепции после приобретения независимости Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Азербайджан и Туркменистан на основе тюркской общности вышли на геополитическую арену. Что касается пантюркизма и панисламизма, которые в конце Х1Х-начале XX вв. были объявлены реакционными, они в настоящее время наполнены новым содержанием и пересматриваются по-новому. Анализируя проблему присоединения Кыргызстана к России, он тесно связывает этот вопрос с завоеванием Кокандского ханства Российской империей. Гунай Кексу Оздогон прямо пишет, что Пишпекская крепость (1862г.) и другие военные укрепления до 1876 года служили опорой русской завоевательной политики. Как видно из вышеизложенного, автор считает, что присоеди­нение Кыргызстана к России непосредственно обусловлено завоеванием Кокандского ханства.
Другой тюркоязычный автор Баймырза Хаит в 1995 году в Анкаре издал свой фундаментальный труд "Национально-освободительная история государств Туркестана", где прямо заявляет, что в наши дни пять суверенных тюркских государств должны заново писать историю общего Туркестана.33
Хронологические рамки книги начинаются с тимуровской эпохи, полностью охватывает советский период и замыкается проблемами современного Туркестана. Опираясь на источники досоветского и советского периода, при характеристике национально-освободи­тельных войн коренных народов Средней Азии, автор приходит к выводу, что 1853-1895 гг. были периодом непрерывных войн. Следующий тюркоязычный автор Мехмед Сарай в книге "История кыргыз тюрков" определяет место и роль кыргызов в культурной жизни тюркских народов с первой половины XIX в до наших дней. В его концепции определяющим моментом является то положение, что процесс пробуждения национального самосознания тюркоязычных народов начался с XVI в., т.е. с освободительной борьбы казанских тюрков, которая в свою очередь имела непосредственное влияние в последующем на формирование самосознания кыргыз тюрков. Это привело к тому, что кыргыз тюрки начали приобщаться к политической борьбе.
Анализ работ тюркоязычных авторов дальнего зарубежья показывает, что они односторонне оценивают процесс присоединения нерусских народов к России; только как сплошное завоевание. Нам думается, что к этой проблеме нужно подходить диалектически, то есть видя в ней не только негативную, но и в большей степени позитивную сторону. Степень изученности социально-экономической жизни кыргызов во второй половине ХIХ-начале XX вв. также была отражена в исследованиях наших историков и в новых учебниках.35 На основе классового подхода к социально-экономической истории кыргызского народа авторы Т. К. Койчиев, В. П. Мокрынин, В. М. Плоских в указанных работах отмечают, что к антикокандскому восстанию коренных народов Средней Азии в 70-х годах XIX в. привел двойной гнет, которому они подвергались со стороны местных феодалов и кокандских правителей.
Отметим, внутреннее единство вышеназванных работ. В них впервые в кыргызской исторической науке предпринята попытка переосмыслить исторический путь, пройденный кыргызским народом, на основе нового подхода к роли человека в процессе развития народа и его движения в геополитическом пространстве. В этих работах широко использованы ранее недоступные или малоизвестные источники, что позволило авторам ввести в научный оборот новый материал.
В период перестройки и демократического обновления общества эти работы будут содействовать осознанию происходящих социально-экономических и общественно-политических процессов на современном этапе.
Что касается разработки проблем социально-экономической жизни кыргызов после вхождения в состав России, то авторы характеризовали его как "колониальную эпоху". Сущность земельной политики русского царизма в Кыргызстане ученые рассматривают как политику лавирования между дворянством и буржуазией. Проблема поземельного устройства кочевого населения, по мнению этих авторов, была решена, руководствуясь принципом признания земель кочевников государственной собственностью, что имело прямую связь с переселенческой политикой самодержавия. Налоговую политику русского правительства и другие формы эксплуатации трудовых крестьян авторы тоже определили как политику двойного угнетения: в актовых документах были официально зафиксированы обязательные налоги, а неофициально трудовой народ выполнял различные другие повинности и подвергался различным сборам.
Подытоживая все вышесказанное, авторы приходят к выводу, что налоговая политика русского царизма и различные формы эксплуа­тации являлись составными частями колониальной политики России.
Как видим, авторы указанных работ проводят прямую параллель между формами угнетения кыргызского народа Кокандским ханством и Россией, тем самым они не поддерживают нетрадиционную концепцию о Кокандском ханстве как общей государственности для всех народов данного региона.



52.jpg

Сейчас на сайте

Сейчас 26 гостей онлайн

Статистика

Просмотры материалов : 9273821