1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Историография развития Кыргызстана во второй половине XIX- начале XX веков. - Страница 22

Индекс материала
Историография развития Кыргызстана во второй половине XIX- начале XX веков.
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Все страницы


Таким образом, А.Б.Беделбаев воздал должное вкладу Курманжан датки в развитие культуры народов Востока во второй половине XIX --начале XX вв., тем самым он расширил диапазон исследовательской работы ученых по рассматриваемой проблеме.
Распад СССР и образование суверенных государств повлияли и на исследователей, освободив их от идеологизированного подхода к историческим событиям, позволив свободно выразить свою точку зрения по основным вехам культурного наследия кыргызского народа.
Это касалось и такого фундаментального произведения как эпос "Манас". Результатом неустанного исследовательского поиска явилось издание учеными в 90-е годы брошюр, энциклопедий и монографий по различным проблемам эпоса "Манас" на кыргызском и русском языках. В них ученые комплексно раскрывали роль и место эпоса "Манас" как памятника духовной культуры кыргызов с древнейших времен до XX в. Исследователи также отметили, что этнокультурная история кыргызов проходила не изолированно, а в тесной взаимосвязи с центральноазиатской, южносибирской и другими цивилизациями. Исходя из этого, ученые пришли к выводу, что эпос "Манас" является достоянием не только кыргызской, но и мировой эпической культуры.
При определении времени сложения и развития эпоса "Манас", мнении ученых, как и прежде, разделились. В этом вопросе мы разделяем точку зрения И.Б.Молдобаева, считавшего, что поэтический текст эпоса "Манас" отразил в художественной форме 7 периодов истории кыргызов, начиная со времени упоминания термина "кыргыз" и кончая началом XX в. При этом он делает оговорку: нельзя идентифицировать исторические и эпические лица. Исходя из этого И.Б.Молдобаев приходит к выводу, что Манас - образ собирательный.
Международный научный симпозиум посвященный 1000-летию эпоса "Манас", проходившей 27-28 августа, 1995 года в г. Бишкеке, подвел своеобразный итог в качественном изучении эпического наследия кыргызского народа. В ходе работы научного симпозиума ученые рассматривали различные проблемы эпоса по 6 направлениям: эпос "Манас" как историко-этнографический источник: отражение культурных взаимосвязей этносов в эпических произведениях народов Центральной Азии; проблемы языка и поэтики эпических памятников народов мира; проблема изучения текстов и вариантов эпоса "Манас"; общественно-политическая мысль кыргызов по эпосу "Манас"; эпос "Манас" и искусство.130 В результате им удалось выявить и определить место и роль эпоса "Манас" в жизни кыргызского народа со времен хуннских правителей до XX века. Ученые пришли к выводу, что эпос "Манас" в настоящее время выполняет не только эстетическую, художественную, но и идеологическую, мировоззренческую функции. Энциклопедичность эпоса "Манас", массив знаний, заложенных в этом произведении, выступают программой комплексного изучения актуальньгх проблем духовного наследия кыргызского народа.
Развивая данное направление во второй половине 90-х годов, ученые старались глубоко и всесторонне раскрывать роль и место эпоеа "Манас" в традиционной культуре кыргызского народа. В исследованиях философов, культурологов и литературоведов, появившихся в эти годы, эпос "Манас" вполне справедливо рассматривается как источник духовной культуры кыргызов. В этих работах авторы стремились обнаружить истоки духовной культуры кыргызов в контексте пробуждения национального самосознания и мировоззрения. В их интерпретаций эти проблемы поднимаются до определенных философских обобщений.
В то же время следует сказать, что мифологические истоки "Манаса" до сих пор в историографии специально не изучались. В какой то мере восполнить этот пробел и была призвана монография Ш.Б.Акмолдоевой "Древнекыргызская модель мира (на материалах эпоса "Манас")." В этом исследовании на обширном материале текстов "Манаса" реконструируется древнекыргызская модель мира в ее пространственно-временном и социальном аспектах. Рассматриваются мир людей, эпические воззрения древних кыргызов, внешний мир. Справедливо полагая, что основным источником для ответа на вопрос, какими видели или хотели себя видеть древние кыргызы, для нас остается "Манас", автор ставит на первое место ориентацию древнего человека на жизнь, которая в его сознании являлось высшей положительной ценностью. Исходя из этого принципа и подробно исследуя социальные, этические и философские истоки мировоззрения древних кыргызов, Ш.Б. Акмолдоева приходит к выводу, что "Манас" повествует прежде всего не о сложении этноплеменной организации или формировании ранней государственности кыргызов, а о сложении мироздания в целом, т.е. имеет космологический и даже космогонический характер.132
Таким образом, попытка целостного изучения эпоса "Манас", в плане реконструирования древнекыргызского понимания мироздания, предпринятая в монографии Ш. Б. Акмолдоевой, несомненно обогатила гуманитарную науку.
Во второй половине 90-х годов в международной газете "Заман Кыргызстан" была опубликована статья С.С. Даниярова,ьз посвященная проблемам джадидского движения в Кыргызстане в конце XIX - начале XX вв. В ней автор, в отличие от своих предшественников (А. А. Чукубаев и др.), ставит проблему по-новому, утверждая, что в условиях колониальной политики русского царизма среди кыргызов, ведущих кочевой и полукочевой образ жизни, возникновение и функционирование новометодных школ несомненно являлось прогрессивным. Положительно характеризуя деятельность этих школ, С.С. Данияров писал, что их количество в досоветском Кыргызстане достигало двадцати. Подводя итог своим мыслям, автор сделал вывод, что новометодные школы, способствуя дальнейшему распространению образования в Кыргызстане, внесли определенный вклад в историю культуры в конце XIX - начале XX вв.
В конце 90-х годов по линии государственный дирекции "Ош-3000" при правительстве Кыргызской Республики была также издана монография Б.М. Жумабаева "Южный Кыргызстан глазами российских путешественников", посвященная проблемам изучения социально-экономической жизни и культуры, традиций южнокыргызского населения по материалам русских путешественников и исследователей второй половины ХГХ - начала XX вв. В монографии подробно рассматривается также состояние материальной и духовной культуры южного Кыргызстана и его центра г. Оша, а также впервые дается анализ, характер и цели экспедиции российских путешественников.
Критически анализируя и обобщая множество новых архивно-документальных материалов городов (Бишкека, Ташкента и Санкт-Петербурга) Б.М. Жумабаев установил этапы и разноаспектную направленность деятельности российских путешественников, а также некоторые особенности научно-литературного наследия, которые не всегда учитывались в работах предшественников, изданных в 1917-1990 гг.
Подводя итог анализу деятельности российских путешественников во второй половине ХГХ начале XX вв., по изучению южной части Кыргызстана и г. Оша автор приходит к заключению, что оставленная нам историко-этнографическая и культуроведческая информация в труцах участников русских экспедиции "служит ценным источником для воссоздания сравнительно полной картины истории быта и культуры населения Южного Кыргызстана, его центра г. Оша второй половины XIX - начала XX вв".
По содержанию и по широте охвата проблем к этой же тематике относится монография Д. Б. Сапаралиева,135 посвященная малоизученным вопросам этнополитической истории кыргызского народа во взаимосвязи с соседними народами фергано-кашгарского региона, а конкретнее юг Кыргызстана, г. Ош и его окрестностей с ХУШ в. до середины XIX столетия. В год празднования 3000-летия г. Оша данное исследование ценно тем, что г. Ош, расположенный на важнейшей артерии Великого шелкового пути, впитывая и синтезируя прогрессивный опыт как кочевой, так и оседлой цивилизации, стал своеобразным очагом оригинальной культуры.
В монографии использованы документальные архивные материалы как опубликованные, так и выявленные автором в городах Москве, Санкт-Петербурге, Омске, Оренбурге, Алматы, Ташкенте и Бишкеке.
В отличие от своих предшественников (Б.Д. Джамгерчинов, А.Х. Хасанов, К. У Усенбаев. В. М. Плоских. В. Я. Галипкий. Т. Кененсариев и др.) автор прошлое Оша и его окрестностей впервые в кыргызоведении рассматривал как составную часть истории Кыргызстана в региональном ракурсе. Автор пытался упорядочить и дополнить всю информацию о ходе политических событий в регионе, при этом дать им новую интерпретацию, ранее стереотипно воспринимаемую даже учеными - историками.
Касаясь проблемы политической деятельности Алымбека датки в Кокандском ханстве, Б. Сапаралиев по-новому ставит вопрос о статусе ош-алайских кыргызов и его руководителей. Он пишет, что после возведения на престол Шералы хана кыргызы ближайших окрестностей Ферганы начали осознавать свое лидирующие положение в конфедерации мусульманских государств в кашгаре-ферганском регионе. Следовательно кыргызы в определенной степени считали его собственным государством, поэтому ревностно защищали Кокандскую орду от посягательств извне, как со стороны Бухары, так и России. Развивая свою мысль в этом направлении Д. Б. Сапаралиев приходит к заключению, что кыргызская аристократия в лице биев, формально ратуя за воздвижение в ханы Коканда представителей из династии мингов, фактически стремилась усилить свое влияние и даже управлять ханством. На этом основании автор доказывает, что Алымбек, удостоенный со стороны Кокандских ханов титулом парваначи, фактически "именовался ханом". Признавая в этом суждении определенное рациональное зерно, мы полагаем, что автор данную концепцию обосновывает принципом конфедеративности управления в феодальных среднеазиатских государствах. Достойны внимания интересные выводы автора, сделанные в результате кропотливого изучения вопросов взаимоотношений кыргызов с соседними народами Средней Азии, о том, что "положение о завоевании Кокандским ханством, точнее ферганскими владением территории Кыргызстана и угнетение им кыргызского населения, мягко говоря, является надуманным пассажем. Данное обстоятельство в свое время являлось идеологической основой внешнеполитической доктрины Российской империи для ее продвижения на юго-восток к новым территориальным приобретениям в Средней Азии".137
Как видно из вышеизложенного, выводы Д.Б. Сапаралиева содержат в себе новые подходы к пониманию спорных вопросов места и роли Кокандского ханства в политической жизни кыргызов в ХЕК веке. Одновременно отметим, что Д.Б. Сапаралиев ничего не пишет о борьбе Тайлак баатыра против экспансионистских устремлений Циньской империи, а затем Кокандского ханства в 20-30-х годах XIX века.
Таким образом, монографии Б.М. Жумабаева и Д.Б. Сапаралиева являются показателем расширения научных исследований в изучении проблем досоветского периода истории Южного Кыргызстана и истории городов республики.
Выше проанализированные работы ученых по различным вопросам истории и культуры досоветского периода Кыргызстана показали нам, что на современном этапе развития историографии изучение исторического прошлого складывается на принципиально новой основе. Этой новой основой являются принципы историзма и объективности, отказ от политизации исторических событий и явлений с ориентацией на научную точку зрения.
ГЛАВА IV
1. Перестройка и задачи журнала "Вопросы истории" // Вопросы истории. 1988. №2. С. 4.
2.Тютюкин СВ. Первая российская революция в отечественной историографии 90-х годов // Отечественная история. 1996. №4. С. 72.
3.  Вексельман М.И. Российский монополистический и иностранный капитал в Средней Азии (конец ХГХ-начала XX вв.)- Ташкент: Изд-во ФАН Уз. ССР, 1987.
4.Там же. С. 144.
5.Там же. С. 142.
6. Галицкий В.Я., Плоских В.М. Старинный Ош: Очерк истории. - Фрунзе: Илим, 1987.
7. Айдашев Т. Город Ош: Краткий краеведческий очерк. -Фрунзе: Мектеп, 1968; Исаев А. И., Картавов М.М. Город Ош (Крат­кий краеведческий очерк). - Фрунзе: Кыргызстан, 1974 и другие.
8. Галицкий В.Я., Плоских В.М. Старинный Ош ... С. 162. 
9. Там же. С. 62-64 (подсчет наш)
10. Шерстобитов В.П., Орозалиев К.К., Винник Д.Ф. Очерк
истории исторической науки в Советском Кыргызстане (1918-1960 гг.).- Фрунзе: Киргосиздат, 1961. С. 60-70.
11. Ахмеджанов Г.А. Советская историография присоединения Средней Азии к России.-Ташкент: Изд-во ФАН Уз. ССР, 1989. С. 82-115. 
12. Там же. С. 106. 
13.Табышалиев СТ. Важная веха в истории киргизского народа: К 125-летию вхождения Киргизии в состав России // Советская Киргизия, 1988, 13 октября; Кронгардт Г.К. Классовый состав переселенческого населения Киргизии в конце XIX в. (По данным массовых опубликованных источников) //Известия АН Кирг. ССР. Общ. науки. 1988. № 2. С. 50-56; Кененсариев Т.К. Переселенческий вопрос в политике царского правительства второй половины Х1Х-начала XX вв. (На материалах Киргизии) // Известия АН Кирг. ССР. Общ. науки. 1989, № 1. С. 50-55; Табышалиев СТ.^Плоских В.М., Усенбаев К.У. Поворотный пункт в судьбе народа // Советская Киргизия" 1990. 5 апреля; Их же. Присоединение Киргизии к России: истоки, процесс, последствия // Известия АН Кирг. ССР Общ. науки. 1990. №2. С. 60-77; Кененсариев Т.К. вопросу о политике царизма в отношении кочевников дореволюционного Киргизстана//Известия АН. Кирг. ССР. Общ. науки. 1990. № 3. С. 32-39; Табышалиев СТ., Плоских В.М., Усенбаев К.У. Тарыхка жацыча ой жугуртелу // Саясий трибуна. 1991. №1. 82-94 бб.; Кененсариев Т.К. О некоторых методологических аспектах исследования истории Кыргызстана второй половины Х1Х-начала XX вв. // Известия АН Респ. Кыргызстан, 1991. №2. С. 35-40; Джумагулов А. О термине "манап" //Известия АН Респ. Кыргызстан. 1991. №4. С. 61-68; Кененсариев Т. Россия - Кыргызстан: биригишуубу же басып алуубу? // Саясий трибуна. 1991. №4. 84-88 бб.; Жакыпбеков Ж. Так концепциядан тарых тактыгына: Орто-Азиянын Орусияга кошулушунун талаш-тартышмаселелери//Кыргызмаданияты. 1991.30 май; Хелимский Е.И. Вопросы социально-экономического развития крестьян-пере­селенцев Средней Азии в конце X1 Х-начале XX в. в дореволюционной историографии (на материалах Семиреченской области) // Известия АН Республики Кыргызстан. Общ. науки. 8992. №1 С. 20-31; Бактыгулов Дж. С. Восстание 1916 г. в Киргизии: итоги и задачи изучения // Известия АН Кирг. ССР. 1988. №1. С. 42-48.
14. Кененсариев Т. К вопросу о политике царизма в отношении кочевников дореволюционного Кыргызстана // Известия АН Кирг. ССР. Общ. науки. 1990. № 3. С. 32-39. 
15. Хелимский Е.И. Вопросы социально-экономического развития крестьян-переселенцев Средней Азии в конце XIX-начале XX вв. в дореволюционной историографии // Изв. АН Кирг. ССР. Общ. науки. 1992. №1. С. 20-31. 
16. Кронгардт Г.К. Классовый состав переселенческого населения Киргизии в конце XIX века // Изв. АН Кирг. ССР. Общ. науки. 1988. № 2. С. 50-56. 
17.Джумагулов А. О термине "манап" // Известия АН Республики Кыргызстан. Общ. науки. 1991. №4, С. 67. 
18.См.: Научная конференция (приглашение и программа) Военная экспансия и колониальная политика царизма в Средней Азии: - Ташкент 1990. К сожалению, материалы этой конференции не опубликованы.
19.Великий Октябрь и некоторые вопросы исторической науки: Тезисы докл. и выступлений на межреспубликанской научи, конференции молодых историков, поев. 70-летию ВОСР. - Фрунзе: Илим, 1987; Исторические чтения: Тезисы докл. и сообщений научн, конференции, поев. 70-летию акад. АН Кирг. ССР, Б.Д. Джамгерчинова, 80-летию чл. корр. АН Кирг. ССР А.Г.Зимы. -Фрунзе: Илим, 1989; Исторические чтения: Тезисы докл. и сообщений научн. конференции, поев. 75-летию чл. корр. АНКирг.ССР, проф. Хасанова А.Х. Фрунзе, 1989; Тезисы докл. и сообщений научн. конференции, поев. 125-летию добровольного вхождения Киргизии в состав России 27-28 января 1989 г. - Ош, 1989, Тезисы докл. научн. конференции проф. - преподавательского состава ист. Фак­та 17-18 января 1991 г. - Фрунзе 1991; Научная конференция проф. -преподавательского состава ист. факта: Тезисы докладов. 1993; Научная конференция проф. преподавательского состава, поев. 60-летию образования Киргосуниверситета: Тезисы докладов. Ч. 1. -Бишкек, 1993 и др. 
20. Жакыпбеков Ж. Советская историография революционного и национально-освободительного движения в Средней Азии во второй половине Х1Х-начале XX вв (на материалах Киргизии): Автореферат дисс.... канд. ист. наук. М.,1986; Омурбеков Т.Н. Участие народ­ностей Семиречья   в национально-освободительном движении в начале XX в.  (1890-1917  гг.): Автореферат дисс.... канд. ист. наук. - Алма-Ата, 1986; Мийманбаева Ф.Н. Социально-экономические отношения в киргизском и казахском хозяйствах Семиречья в начале XX в. (по материалам комиссии П.П. Румянцева): Автореферат дисс. ... канд. ист. наук. Фрунзе, 1990, Алишева А.Р. Оседание киргизских хозяйств в конце XIX- начале XX вв.: Автореферат дисс.канд. ист. наук. - Фрунзе, 1990; Жумабаев Б.М. Социально- экономическая и культурная жизнь Южного Кыргызстана второй половины Х1Х-начала XX вв. в трудах русских путешественников и исследователей: - Автореферат дисс. канд. ист. наук.- Б. 1994; Молдокасымов К.С. Х1Х-кылымдын экинчи жарымы - XX- кылымдын башындагы кыргыз-езбек элдеринин тарыхый байланышынын енугушу: Тарых илимд. канд. дисс.авторефераты.- Б., 1994.
21. Кыргызы и Кыргызстан: опыт нового исторического осмысления. - Б.: Илим, 1994.
22.Чороев Т.К. Кыргызстан - - колония // Кыргызы и Кыргызстан... С. 103. 
23.Там же.
24.Молдокасымов К.С. Х1Х-кылымдын экинчи жарымы XX-кылымдын башындагы кыргыз-езбек элдеринин тарыхый байланышынын енугушу. Тарых илимд. канд. дисс. авторефераты. 9-6. 
25. Молдокасымтегин К. Искак Молдо - Кокондун акыркы ханы //Заман Кыргызстан. 1994. № 62, 63, 64, 65,66.
26.Кененсариев Т. Кыргызстандын Орусияга каратылышы. Тарыхты уйренуучулер учун. -Бишкек: Кыргызстан, 1997.151-6. 
27.Кронгардт Г.К. Население Киргизии в последней трети XIX - - начале XX века: По материалам северных районов. -Фрунзе: Илим, 1989. С. 53.
28.  Взаимосвязи киргизского народа с народами России, Средней Азии, Казахстана (конец ХУШ-Х1Х вв.). - Фрунзе: Илим, 1985; Кронгардт Г.К. Население Киргизии в последней трети XIX - начале XX веков: по материалам северных районов. - Фрунзе: Илим, 1989; Его же. Динамика численности кыргызского населения в конце XIX - начале XX веков // Известия АН Респ. Кыргызстан. Общ. науки. 1992. №1. С. 31-34; Мадуанов С. Взаимоотношения казахов с другими соседними народами Центральной Азии в ХУШ-начале XX вв. (политические и социально-экономические аспекты). Алматы: Билим, 1995; Боотаева Б. Кыргызы между Кокандом, Китаем и Россией. - Бишкек: Илим, 1995; Дулатова Д.И. Взаимоотношения тюркоязычных народов в XIX -начале XX вв. (современная историография) // Казахстан в начале XX века: методология, историография, источниковедение: Сб.статей. - Алматы, 1993. С. 57-67.
29. Байтур А. Кыргыз тарыхынын лекциялары. 1-2 китеп. -Б.: Учкун, 1992. 
30. Ошол эле автор. Кыргыз тарыхынын лекциялары. 2-китеп... 118-124 66. 
31.Badimsizligin ilk yillary. Azerbaycan, Kazahstan, Kirgizistan, Ozbekistan, Turkmenistan.-Ankara:T.C. Kiltiir bakanlidi milli Kiitiphane Basimevi, 1994. 
32.Sovyetler Birlidinden Bagimsiz Cumhuriyetlerie:Uluslasmanin Dinamikleri.-Badirn-sizligin ilk yillari... Ciinay Cioksu Ozdogan..56 s.
33.Tiitkestan Devletlerinin milli miigadeleleri tarihi.-Dr.Bavmirza Hayit.-Tiirtarih Kiirimii Basimevi. Ankara, 1995.19.s.
34.Kirgiz tiirkleri tarihi. Prof.Dr.Mehmet Saray.-Ystanbul, 1993.54s.
35.Койчиев Т.К., Мокрынин В.ЕЬ, Плоских В.М. Кыргызы и их предки. Нетрадиционный взгляд на историю и современность. -Бишкек: Гл. ред. КЭ, 1994; История кыргызов и Кыргызстана: Учебное пособие для вузов. Бишкек: Илим, 1995: Омурбеков Т.Н. Чоротегин Т.К. Кыргыздардын жана Кыргызстандын жаны доордогу тарыхы. (ХУП-ХХ кк. башы). Орто мектептин окуучулары учун кошумча сынак окуу куралы. - Бишкек: Кыргызстан, 1995, История Кыргызстана с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для вузов. - Бишкек, 1996 и другие. 
36. Боотаева Б. Кыргызы между Кокандом, Китаем и Россией. -Бишкек: Илим, 1995. С. 60. 
37. Там же. С. 52. 
38. Там же. С. 71. 
39. Там же. С. 77. 
40. Там же. 
41. Там же. С. 80
42.Газиев А. Курманжан-датка- некоронованная царица Алая. Бишкек: Илим, 1991; Койчуев Т.К., Мокрынын В.П., Плоских В.М. Кыргызы и их предки: Нетрадиционный взгляд на историю и современность. - Бишкек: КЭ, 1994; Введение в историю кыргызской государственности: Курс лекций для вузов Б.: Илим, 1994 (Ред. Р.Т. Тургунбеков; Аттокуров С.А. Кыргыз санжырасы. Б.: Кыргызстан, 1995; История кыргызов и Кыргызстана: Учебное пособие для вузов - Б.: Илим, 1995; Омурзакова Т. Политическая деятельность Курманжан датки. - Б.: ПКО Калем, 1996; Ее же. Курманжан датка и ее эпоха. - Б.: ПКО Калем, 1996; Малабаев Дж. М. История государственности Кыргызстана. - Бишкек: Илим, 1997. Исраилова -Харьехузен Ч.Р. Традиционное общество кыргызов в период русской колонизации во второй половине Х1Х-начале XX вв. и система их родства. -Бишкек: Илим, 1999.
43. Бактыгулов Дж., С, Карымшакова Б. Байтик баатыр // Кыргызстан маданияты 1990. №17; Усенбаев К.У. Барс бек. Ормон хан Ниязбек уулу // Кыргыз Туусу. 1994. 31 декабрь 27-35 бб. Ошол эле автор. Алай канышасы илимий кез караш менен // Кыргыз туусу. 1991 26-июль; Газиев А. Байтик - друг России // Советская" Киргизия.
1991.16 февраля; Молдокасымов К. Алымбек датка // Кыргыз Руху. 1995 11 март; Чоротетин Т. Кыргыз мамлекетинин -
кайтарылышы жана калыптанусуу//Заман Кыргызстан. 1994.15-22 апрель; Койчиев А. Алымкул аталык // Кут билим. 1994. №16-17; Жакыпбеков Ж. Байтик баатыр жана Балык ооз баяны (Байтик баатырдын туулган кунунун 175 жылдыгына карата) // Эл агартуу. 1994. № 1-4. 27-35 бб.; Ошол эле автор. Туркмен болуш // Мурас.
1992. №1 11-15 бб.; Ошол эле автор. Байтик баатыр // Кыргыздар. Санжыра, тарых, мурас, енер. - Б.: Кыргызстан- Сорос фондусу, 1995.72-8166.; Жэлдошев Р. Ормон хан баяны //Кыргызстандын тарыхы боюнча методикалык керсетмелер жана программалык материалдар (1Х-Х1Х кк.). (Республиканын орто мектептеринин тарьгхчы мугалимдери учун методикалык окуу куралы). - Б.: Мектеп, 1994.51 -82 б.б.; Молдокасымов К. С. Ооруну жашырсац,-Республика. 1996. 10-16 декабрь.; Бактыгулов Дж. С. Принятие северными кыргызами российского подданства // Эл агартуу. 1992. №1. С. 22-26. Его же. Итоги присоединения // Эл агартуу. 1992. №1. С. 24-25. Его же. Кыргызстан в составе России (1855-1900 гг.) // Эл агартуу. 1993.        №1-2. С. 31-34.
44. Боотаева Б. Кыргызы между Россией, Кокандом и Восточным Туркестаном (вторая половина XVIII-70-е годы XIX вв.). Военно-дипломатический аспект: Автореферат дисс. канд. ист. наук. - Б., 1996: Омурзакова Т. Курманжан датка: эпоха, личность, деяния: Автореферат дисс....  канд. ист. наук. - Б., 1996.
45. Молдокасымтегин К. Исхак Молдо - Кокондун акыркы ханы //Заман Кыргызстан. 1994. 18-ноябрь, 25-ноябрь, 2-декабрь. 
46. Боотаева Б. Кыргызы между Кокандом, Китаем и Россией. -Б.: Илим, 1995. С. 77. 
47. У истоков кыргызской национальной государственности. -Бишкек.: Илим, 1996. С. 4. 
48.Введение в историю кыргызской государственна    гг лекций для вузов Ред. Р.Т. Тургунбеков - Б.: ^СГмЖ^кыргызов и Кыргызстана: Учебное пособие для вузов. - Б   Йлим 1995
История Кыргызстана с древнейших времен до конца XIX в Учебник для вузов. - Б.: 1995; У истоков кыргызской национальной государственности. - Бишкек: Илим, 1996.
49. Введение в историю кыргызской государствен ности... С 66-67; У истоков кыргызской национальной государственности"... С. 13-14 
50. У истоков кыргызской национальной государственности С 14-15. 
51.Сыдыков О. Тарых кыргыз Шадмания: Кыргыз санжырасы. Фрунзе: Кыргызстан, 1990: Койчиев А. Осмонаалы Сыдык уулу жана анын "тарыхтары". - Б., 1992; Байтур А. Кыргыз тарыхынын лекциялары. 1 -2 китеп. - Б.: Учкун, 1992; СолтоноевБ. Кызыл кыргыз тарыхы. 1-2 китеп. -Б.: Учкун, 1993; 
52. Солтоноев Б. Кызыл кыргыз тарыхы. 2-китеп .39-41 66. 
53. Байтур А. Кыргыз тарыхынын лекциялары. 2-китеп . 114 6. 
54. История СССР Х1Х-начала XX вв. - М.: Высшая школа, 1987. С. 255. 
55.История СССР, 1861-1917. -М.: Просвещение, 1990.
56. Там же. С. 142-147.
57. История Киргизской ССР. Т. 2. -Фрунзе: Кыргызстан, 1986. С. 53-87. 
58. Бактыгулов Дж. С. Историография дореволюционного
Кыргызстана: Учебно-методическое пособие. -Фрунзе: КГУ, 1988. С. 92.
59. Подробно об этом см.: Национальный вопрос и межнациональные отношения в СССР: история и современность:
Материалы круглого стола // Вопросы истории. 1989. № 5. С. 3-97; История и историография национально-освободительных движений второй половины XIX - начала XX вв. в Средней Азии и Казахстане: итоги, поиски, перспективы изучения. - Ташкент: Изд-во ФАН Уз. ССР, 1989; Научная конференция "Военная экспансия и колониальная политика царизма в Средней Азии": Ташкент, 1990; (приглашение и программа); Национальные движения в условиях колониализма: Казахстан, Средняя Азия, Северный Кавказ: Материалы Всесоюзного "круглого стола" 27-28 июля 1990 г. Целиноград: МГП Альфараби, 1991 и другие.
60. Вопросы истории. 1989 № 5. С. 69. 
61. Там же, С. 55. 
62. Национальные движения в условиях колониализма... С. 4. 
63.  Там же. С. 27-30.
64. Там же. С. 101. 
65.См.: Хасаиов АД. Народные движения в Киргизии в период Кокандского ханства... С. 63. 
66.Бабабеков Х.Н. Народные движения в Кокандском ханстве и ихшциапъно-эюномическиеиполитическиепредпосьшки(ХУП1-ХХвв.) -Ташкент: Изд-во ФАН Уз. ССР, 1990. С. 87. 
67.Там же. С. 88. 
68. Бактыгулов Дж. С. Историография дореволюционного Кыргызстана:Учебно-методическое пособие.- Фрунзе.: КГХ 1988: Жакыпбеков Ж. Историография проблем истории Кыргызстана второй половины X 1Х-начало XX вв. (опыт, перспективы изучения). -Бишкек.: КГНХ 1995; Ошол эле автор. Кыргыз историографиясынын айрым маселелери (ХГХ-кылым.). - Бишкек. .АОТНК, 1995, Омурбеков Т.Н., Чороев Т.К. Тундук Кыргызстандын Орусияга каратылышы. Бишкек.: Учкун, 1992; Молдокасымов К.С. Полот хан //Мурас. 1991., №1.28-32 бб.; Ошол эле автор. Исхак Молдо-Кокондун акыркы ханы. //Заман Кыргызстан. 1994. № 63; 64; 65; 66;
69.Табышалиев СТ., Плоских В.М., Усенбаев К.У Поворотный пункт в судьбе народа//Советская Киргизия, 1990.5 апреля; Плоских В.М. Кыргызы и Кокандское ханство, (научное послесловие) // Газиев А. Пулат хан. Бишкек.: Илим, 1995. С. 195-211. 
70.Вахабов М.Г. Правде истории вопреки // Правда Востока. 1986. 4 декабря; Его же. Еще раз об Андижанском восстании 1898 года // Общественные науки в Узбекистане. 1987. №7. С. 43-57.
71.Юсупов Э.Ю., Лунин Б.В. Андижанское восстание 1898 года в советской исторической литературе // Общественные науки в Узбекистане. 1987. № 1. С. 18-31; Зияев Х.З. О социальной сущности Андижанского восстания 1898 года. - Там же.С. 57-63. 
72.История народов Узбекистана. Т.2. - Ташкент: Изд-во АН Уз.ССР, 1947. С. 368-369. 
73.Нечкина М.В.Лекдии в дни войны // В годы войны: Статьи и очерки. -М: Наука, 1985. С. 40. 
74.   Там же. С. 35. 
75. Гафуров Б. Г. История таджикского народа в кратком изложении. - М.: Гоеполитиздат, 1949. С. 444.
76.История и историография национально-освободительных движений второй половины Х1Х-начала XX вв. в Средней Азии и Казахстане: итоги, поиски, перспективы изучения. - Ташкент: изд-во ФАНУз. ССР, 1989. 
77.Рекомендация межреспубликанского совещания по вопросам изучения истории   народно-освободительных движений в Средней Азии и Казахстане во второй половине XIX в. // История и историография национально-освободительных движений второй половины Х1Х-начала XX вв. в Средней Азии и Казахстане... С. 133.
78.История Кыргызстана с древнейших времен до конца XIX в.: Учебник для вузов. Бишкек, 1995. 277-315; Омурбеков Т.Н., Чоротегин Т.К. Кыргыздардын жана Кыргызстандын жацы доордогу тарыхы (ХУП-ХХ к. к. башы): Орто мектептин окуучулары учун кошумча сынак окуу куралы. - Бишкек: Кыргызстан, 1995. 171-175 бб. Заметим, что в сводных трудах: Койчуев Т., Т., Мокрынин В.П., Плоских В.М. "Кыргызы и их предки" (Бишкек, 1994) и "История кыргызов и Кыргызстана" (Бишкек, 1995) характер Андижанского восстания 1989 г. классифицируется как "восстание, принявшее антирусскую направленность под лозунгами газавата". 
79.Кененсариев Т. Кыргызстандын Оруссияга карытылышы. -Бишкек.: Кыргызстан, 1997; Ошолэле автор. Х1Х-кылымдын 50-70-жылдарындагы Кыргызстандагы саясий енугуу: Тарых илим-деринин доктору окумунггуупук даражасын алуу учун жазылган дисс. .. авторефераты. - Бишкек, 1998; Ошолэле автор. Тандалганмакалалар: Юбилейлик автордук жыйнак. - Бишкек-Ош: КТК, 1999; Усенбаев К.У. Народные движения Средней Азии в XIX веке (По материалам Южного Кыргызстана). - Бишкек-Ош: Фонд гражданского развития, 1998. Ошол эле автор. Ормон хан.-Бишкек: АЛ-ПРЕСС, 1999. 
80.О дальнейшем совершенствовании организаторской и политической работы партийных организаций республики по осуществлению задач, вытекающих из доклада Генерального секретаря ЦК КПСС товарища Ю.В.Андропова "Шестьдесят лет СССР". Доклад первого секретаря ЦК Компартии Киргизии тов. Т.У. Усубалиева. // Советская Киргизия. 1983,20 мая. 
81.Усенбаев К.У. Народные движения Средней Азии в XIX в. С. 59-60. 
82. Там же. С. 139-141.
83.Там же. С. 116. 
84.Усенбаев К.У. Ормон хан. -Бишкек.: АЛЛ-Пресс, 1999., С, 104. 
85.Кененсариев Т. Кыргызстандын Орусияга каратылышы. 307-6. 
86.Ошол эле эмгекте. 313-6. 
87.Бактыгулов Дж. С, Момбекова Ж.К. История кыргызов и Кыргызстана с древнейших времен до наших дней,- Бишкек.: Кыргызстан, 1999. С. 187. 
88.Там же. С. 188. 
89.Революция 1905-1907 гг. В Средней Азии и Казахстане. -Ташкент: Изд-во ФАНУз. СССР, 1985. С. 30. 
90.История Киргизской ССР. Т.2. - Фрунзе: Кыргызстан, 1986. С. 285. 
91.Киргизия в трех российских революциях. - Фрунзе: Илим, 1987. С. 98-102. 
92.Кожкенов С.А. Русская революция 1905-1907 гг. и Казахстан(Казахстанская историография 20-30-х годов) // Казахстан в начале XX века: методология, историография, источниковедение: Сб.  статей.  Вып.   1. Алматы, 1993. С. 138. 
93.Сафаров Г. Колониальная революция (Опыт Туркестана). М.: Госиздат, 1921. с, 75. 
94.Тамже.С.71.
95.Кожкенов С.А. Русская революция 1905-1907 гг. и Казахстан... С.143. 
96.История Киргизской ССР. Т. 2. - Фрунзе: Кыргызстан, 1986. С. 31. 
97.Табышалиев СТ. Зная правду истории, не предъявлять друг-другу счет за своих предков // Слово Кыргызстана, 1991, 6 апреля; Чороев Т. Кетерулуш улуттукпу элдикпи? // Кыргыз маданияты. 1991. 2-май; Усенбаев К.У. Восстание 1916 года: факты и вымыслы //СловоКыргызстана. 1991.4 мая; Токтомушев К. Прах предков не взывает к отмщению // Слово Кыргызстана. 1991. 6 июля; Бактыгулов Дж. Максат - тарыхый чындыкка жетуу // Замана. 1991. №8. 77-83 бб.; Омурбеков Т.Н., Чороев Т.К. Кетерулуш тарыхы: кайчы пикирлер // Кыргыз маданияты. 1991. 17-октябрь и другие. 
98. Токтомушев К. Прах предков не взывает к отмщению // Слово Кыргызстана. 1991. 6 июля.
99.Подробно об этом см.: Восстание 1916 года в Кыргызстане: Сб. материалов научной конференции, поев. 75-летию восстания. -Б.: Илим, 1993. 
100.Там же. С. 3-4. 
101.Там же. С. 73. 
102.Уркун 1916. Тарыхый даректуу очерктер. -Бишкек, 1993; Казахстан в начале XX века: методология, историография, источниковедение: Сб.статей, Вып. 1-2. Алматы, 1993; 1994; Жакыпбеков Ж. Освещение в постсоветской исторической литературе событий 1916 г. в Средней Азии и Казахстане: новые подходы // Вестник КГНУ. Серия общественные науки. 1994. Вып. 3. С. 90-100; 1916-жылкы Кыргызстандагы кетерулуш: Документтер жана материалдар. Эскермелер. Б.: Кыргызстан, 1996; Махмутбекова М. Кыргызстандагы улуттук боштондук кетерулуш (Илимий-популяр-дыкбасылма). Б.: Эркин-Тоо, 1996; Усенбаев К.У. 1916: героические и трагические страницы: Научно-популярное издание. Б.: Илим, 1997; Чо Ми Чжа. Исламский фактор в восстании 1916 года // Эхо науки: Известия НАН Кыргызской Республики. 1997. № 1. С. 75-80 и другие.
103.Кенжебаев Н.Т., Бисенбаев А.К., Дсанова С.А. Казахский народ в начале XX века: трагический опыт модернизации // Казахстан в начале XX века: методология, историография, источниковедение, Вып.   1. - Алматы, 1993. С. 23-24. 
104.Козыбаев М.К. Еще раз о проблемах истории национально-освободительного движения революции 1916 г. в Казахстане // Казахстан в начале XX века. Вып. 2.-Алматы, 1994. С. 5; 8; 12. 
105.1916-жылкы Кыргызстандагы кетерулуш: Документтер жана материалдар. Эскермелер. -Б.: Кыргызстан, 1996. 
106.Ошол эле эмгек. взубуздун эсеп боюнча. 
107.Ошол эле эмгек. 99 б. 
108.Ошол эле эмгек. 104 б. 
109.Усенбаев К.У. 1916: героические и трагические страницы. -- Б.: Илим, 1997. С. 3. 
ПО. Там же. С. 85.
111.Там же. С. 129. 
112.Байтур А. Кыргыз тарыхынын лекциялары. 2-китеп ... 123-124 66. 
113.Ошол эле эмгек. 118-12466. 
114.Dr.Baymirsa Hayit. Turkistan  Devletlerinin milli mucadeleri tarihi.-Ankara, 1995.212 8. 
115.D.R.Mehmet Saray. Kirgiz Turkleri tarihi.-Istambul,1993.53 8. 
116.Чо Ми Чжа. Исламский фактор в восстании 1916 года. // Эхо науки: Известия НАН Кыргызской Республики. 1997. № 1. С. 75-80. 
117.Сапаралиев Д.Б. Баатыр, востребованный эпохой // Шабдан баатыр. Эпоха и личность: Документы и материалы - Бишкек: Шам, 1999. С. 6-14. 
118. Там же. С. 14. 
119.Табышалиев СТ. История далекая и близкая // Советская Киргизия. 1988, 26 июня; Шерстобитов В.П. Ключ к пониманию действительности //Советская Киргизия. 1989. 12 января и другие. 
120. В ЦК Компартии Киргизии // Советская Киргизия. 1989, 4 января. 
121.Там же. 
122.Мурас: Калыгул, Арстанбек, Молдо Кылыч, Алдаш молдо, Жеци жок, Токтогул жана башкалар. - Фрунзе: Кыргызстан, 1990; Молдо Кылыч (Шамырканов М.): Казалдар. - Фрунзе: Адабият, 1991; Калыгул Бай уулу: Элге кенен тараган ырлар жыйнагы. -Бишкек, 1992. Молдо Нияз: Санатдигарасттар. Б.: Учкун, 1993; Кебекова Б. Арстанбек. Бишкек.: Илим, 1994; Какеев А.Ч. Философская мысль в Кыргызстане: поиски и проблемы. - Биш­кек, 1995; Мукасов СМ. Проблемы истории общественно-философской мысли кыргызского народа // Эхо науки: Известия НАН Кыргызской Республики. 1996. № 3. С. 76-79.
123.Молдобаев И.Б. Эпос "Жаныш и Байыш" как историко-этнографический источник. - Фрунзе: Илпм, 1983. 
124.Там же. С. 119. 
125.Там же. С. 135-136. 
126.Молдобаев И.Б. Эпос "Манас" как источник изучения духовной культуры киргизского народа. - Фрунзе: Илим, 1989. С. 148.
127.Беделбаев А. Курманжан датка жана кыргыз маданияты // Заман Кыргызстан. 1994. 16-31-март 7-6. 
128."Манасчылар - кыргыз элинин руханий инсандары. -Бишкек, 1993; Айдаркулов К. "Манас" эпосундагы элдик оюндар. - Бишкек.: Кыргызстан, 1994; Алп манасчынын албан элеси. - Бишкек.: Кыргызстан, 1994 "Манас" - океан - эпос. Бишкек.: Илим, 1994; "Манас" великий эпос кыргызского народа. - Бишкек, 1994; Эпос "Манас" - уникальный шедевр мировой культурной сокровищницы. - -  Бишкек, 1995; Некоторые проблемы в эпосе "Манас". - Бишкек, 1995; Герои эпоса "Манас"". - Бишкек.: Кыргызстан, 1995; Манас: Энциклопедия. 1-2-том. -Бишкек.: КЭ, 1995; Манас, Семетей, Сейтек
-  Бишкек.: Шам, 1995; Судьба эпоса "Манас" после Октября, Сб. документов. Бишкек.: Кыргызстан, 1995; Энциклопедический феномен эпоса "Манас": Сб. статей. - Бишкек.: Гл. ред. КЭ, 1995; Молдобаев И.Б. "Манас" -историко-культурный памятник кыргызов. Бишкек.: Кыргызстан, 1995; Бактыгулов Дж. С. К истории организации и проведения научной конференции по изучении эпоса "Манас" в июне 1952 года в Бишкеке .//"Манас"- улуу рух. Бишкек., 1995, С. 191-193. Бактыгулов Дж. С, Самиева Ж.Д. Основные этапы истории изучения эпоса "Манас" // Там же. С. 23-25. Бактыгулов Дж. С. "Манас" эпосу жана кыргыз элинин тузулушу. //Алп манасчы. Бишкек.: Кыргызстан, 1995,32-35 66.
129.Молдобаев И.Б. "Манас"" историко-культурный памятник кыргызов... С. 62. 
130.Эпос "Манас" и эпическое наследие народов мира: Тезисы международного научного симпозиума, посвященного 1000-летию эпоса "Манас".-Б.: Кыргызстан, 1995. 
131.Мамытбеков З.Ч. Отражение жизни и борьбы киргизов в эпосе "Манас" Б.: Илим, 1993; Абдрасулов С. Введение в философию номадов или опыт философского осмысления культурных оснований кыргызов //Республика. 1995.10октября;Акмолдоева Ш.Б.К проблеме философского исследования эпоса "Манас" // Эпос "Манас" и эпическое наследие народов мира: Тезисы международного научного симпозиума, поев. 1000-летию эпоса "Манас". -Бишкек.: Кыргызстан, 1995. С. 167-168;БакиеваГ.А. "Манас" и самосознание кыргызской культуры // Там же. С. 170-173; Урманбетова Ж. К. Кыргызский образ мира и "Манас": фактор этнической культуры кыргызов // Эхо науки: Известия НАН Кырг. Республики. 1996, № 3. С.  -75.
132.Акмолдоева Ш.Б. Древнекыргызская модель мира (на материалах эпоса "Манас")-Бишкек.: Илим, 1996. С. 185. 
133.Данияров С.С. Жадидчиликтин жанданышы // Заман Кыргызстан. 1996. 28 июнь. 8-6. 
134.Жумабаев Б.М. Южный Кыргызстан глазами российских путешественников (вторая половина Х1Х-начало XX вв.). - Б.: Ош-3000, 1999. С. 106. 
135.Сапаралиев Д.Б. Этнополотическая история Оша и его окрестностей ХУШ до середины XIX вв. - Бишкек.: Илим, 1999. 
136.Там же. С. 136. 
137.Там же. С  140-141 

 

 

 



120.jpg

Сейчас на сайте

Сейчас 59 гостей онлайн

Статистика

Просмотры материалов : 9273758