1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Историография развития Кыргызстана во второй половине XIX- начале XX веков. - Страница 21

Индекс материала
Историография развития Кыргызстана во второй половине XIX- начале XX веков.
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Все страницы


В указанные годы ученые республики продолжали изучение эпического наследия как историко-этнографического источника по истории кыргызского народа. Именно с таких позиций была написана монография И.Б.Молдобаева "Эпос "Жаныш и Байыш" как историко-этнографический источник", изданная в 1983 году.123 Автор впервые в историографии Средней Азии рассматривал этот эпос как источник при исследовании различных сторон хозяйственных, торговых, социальных отношений, этнокультурных связей, народных знаний, быта и культуры кыргызского народа досоветского периода. При исследовании вышеназванных проблем И.Б.Молдобаев старался акцентировать внимание на тех событиях и явлениях, сведения о которых незначительны или вообще отсутствовали в историографии Кыргызстана. Так, например, автор в главе об отражении в эпосе культуры и быта кыргызов обращает внимание на народную медицину как предмет этнографических исследований. При этом, И.Б.Молдобаев прямо указывает, что в варианте О.Урманбетова упоминаются хирургические инструменты и приемы хирургического лечения. Проводя подробный лингвистический анализ упоминаемого хирургического инструмента "тинтуур", автор приходит к выводу, что под этим названием кыргызы подразумевали инструмент стрелоискатель. Опираясь на сведения сказителя эпоса, И.Б.Молдобаев утверждает: "тинтуур (стрелоискатель)... изготовлялся из чия, таволги, а также из золотой и серебряной проволоки, толщиной примерно со стебель чия. На его конце прикреплялся шарик или выпуклый предмет."124
Что касается определения миропонимания кыргызов в древности и в позднем средневековье то автор на основе тщательного изучения эпоса, приходит, к заключению, что "кыргызы были привержены к исламу менее всех народов Средней Азии, что в их среде бытовали в значительной мере и доисламские верования. А описанная в эпосе дружба Байыша с дочерью иноземного правителя, на наш взгляд, -пример терпимого отношения киргизов к иноверцам, что лишний раз свидетельствует о формальном восприятии киргизами догматов исламской религии".125
Как явствует из всего этого, кыргызы в древности и в позднем средневековье не отличались религиозностью, у них бытовало одновременно и доисламское, и исламское верование.
И.Б.Молдобаев снабдил монографию приложением - сводной таблицей -характеристикей всех известных вариантов и списков эпоса "Жаныш-Байыш, кратких данных о сказителях и их исполнительском репертуаре, словарем отдельных труцноистолковываемых терминов, указателем антропонимов, приведенных в эпосе географических названий, наименований животных, растений и т.п.
Таким образом, данное исследование И.Б.Молдобаева в известной мере восполняет пробел в области исторической этнографии кыргызского народа.
Продолжая эту традицию, в конце 80-х годов И.Б.Молдобаев издал монографию "Эпос "Манас" как источник изучения духовной культуры кыргызского народа". При этом главную задачу в исследовании данной проблемы автор видел в том, чтобы показать значение и возможности эпоса "Манас" как источника в изучении различных сторон духовной культуры кыргызов: религиозные верования и мировоззрение; обычаи и обряды; народные знания; игры и развлечения; сведения о музыкальных инструментах и т.п.
Автор рассмотрел духовную культуру кыргызов в трактовке эпоса "Манас", используя при этом и другие сравнительные источники. Но как справедливо отмечает исследователь, в широком смысле культура - это все, что создано человечеством, естественно, он не мог охва­тить все вопросы духовной культуры кыргызского народа.
Несмотря на это рассматриваемая монография И.Б.Молдобаева внесла определенный вклад в кыргызскую историографию в раскрытии богатств духовной культуры кыргызского народа.
Следует сказать, что в вышерассмотренных исследованиях авторы не смогли окончательно освободится от классового подхода в изучении и интерпретации различных сложных сторон духовной культуры кыргызов в произведениях акынов-заманистов и народных эпосах.
Специальному изучению вопроса о вкладе политических деятелей Кыргызстана в развитие культуры южных кыргызов и населения Ферганской долины в Х1Х-начале XX вв. посвятил статью "Курманжан датка жана кыргыз маданияты" историк А. Б. Бедельбаев. В ней он показал процесс формирования и развития мировоззрения и духовной культуры Курманжан датки. Особое внимание им уделено положительному влиянию Алымбека датки в их совместной жизни.
Обращая внимание на воспитание и обучение сыновей: Абдылдабека и других в Ошском религиозном медресе, автор утверждает, что около Курманжан всегда находились переводчики и писари, умеющие говорить и писать на языке тюрков. Это обстоя­тельство само по себе способствовало сближению тюркских народов.
А.Б.Беделбаев, разделяя мнению Х.Н.Бабабекова о знакомстве Курманжан с творчеством ее современников; Надири, Уванси, Анвара, Дильшода, Махдади, Бегим Муштара, Зебинисо, Мукими и других, пишет, что она очень бережно отнеслась к культурному наследию и письменным источникам народов Востока.127 Исходя из этого автор приходит к выводу, что Курманжандатка, являясь выходцем из феодальной среды, была личностью своей эпохи, бережно хранившей духовные ценности тюркоязычных народов. Ее политическая деятельность способствовала развитию общественно-политической мысли кыргызского народа.



p8170012 .jpg

Сейчас на сайте

Сейчас 46 гостей онлайн

Статистика

Просмотры материалов : 9273780