1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Историография развития Кыргызстана во второй половине XIX- начале XX веков. - Страница 20

Индекс материала
Историография развития Кыргызстана во второй половине XIX- начале XX веков.
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Все страницы


В конце статьи Чо Ми Чжа, отмечая справедливый, освободительный характер движения, приходит к заключению, что исламский фактор сыграл в восстании не решающую, но видную роль.
По мере развития историографии, совершенствования научной методологии по рассматриваемой проблеме ставятся новые вопросы, история восстания 1916г. исследуется под современным углом зрения. В результате не просто расширяются прежние знания о данном движении, некоторые спорные моменты уточняются, старые представления об условиях и закономерностях развития человеческого общества преобразуются.
Наглядным примером исследования под новым углом зрения проблем восстания 1916 года, может служить вводная статья кыргызоведа Д.Б. Сапаралиева к сборнику документов и материалов, посвященному эпохе и личности Шабдана баатыра, изданному в честь его 160-летнего юбилея. В ней автор однозначно и твердо заявляет, что в ходе восстания 1916 года сыновья Шабдана баатыра (Исамидин, Мокуш и Кемел - Ж.Ж.) закономерно стали руководителями, а сам Шабдан - знаменем этого поистине патриотического движения народного духа.
Таким образом, оценка событий 1916 года как национально-освободительной революции, одной из первых подобного типа, происходивших в колониях Российской империи, становится ведущей и определяющей в постсоветской историографии.
§4. Основные направления изучения культурного наследия кыргызского народа в период перестройки и независимости.
В годы перестройки началась новая страница в истории культуры Кыргызстана. Созданы благоприятные условия для объективного, правдивого показа исторического процесса во всех его проявлениях. Об этом свидетельствуют несколько статей, опубликованных на страницах республиканских газет, в которых обосновывается необходимость новых подходов к изучению проблем культурного наследия кыргызского народа.119.
В 80-90-е годы ученые провели работы по исследованию особенностей общественно-политической и философской мысли на основе анализа мировоззренческих взглядов акынов-заманистов Калыгула, Арстанбека, Молдо Кылыча, Молдо Нияза и по изучению народного миропонимания в эпическом наследии кыргызов.
Всестороннему исследованию вышеперечисленных вопросов способствовали благоприятные предпосылки, созданные процессом демократизации общества. В частности, в январе 1989 года бюро ЦК Компартии Кыргызстана рассмотрело вопрос о творческом наследии Молдо Кылыча (Шамырканова) и Касьтма Тыныстанова. В принятом постановлении по этому вопросу говорилось: "Во изменение постановления ЦК Компартии Киргизии от 5 января 1960 г. "Об ошибках в оценке творчества Молдо Кылыча и К.Тыныстанова" согласиться с выводами комиссии ЦК о необходимости восстановления исторической правды о литературном наследии одного из видных кыргызских мыслителей конца X IХ-начала XX веков Молдо Кылыча (Шамырканова) и одного из зачинателей киргизскойписьменной литературы, ученого-лингвиста, Касыма Тыныстанова, незаконно репрессированного в тридцатые годы."120 В нем также отмечается, что необходимо "расширить изучение творчества Молдо Кылыча и К.Тыныстанова, издать избранные произведения, показав при этом отдельные их мировоззренческие ошибки и заблуждения". Реализация указанных задач была поручена соответствующим учреждениям и научным организациям республики.
Развертывая исследовательскую работу по изучению творческого наследия видных представителей национальной культуры литературоведы и философы республики издали несколько работ, посвященных философским, эстетическим взглядам и творчеству Калыгула, Арстанбека, М. Кылыча и М.Нияза, на кыргызском и русском языках.121 В этих работах раскрывались истоки и развитие общественно-философской мысли кыргызского народа, прослеживались ее основные направления и этапы.
Как известно в советской историографии произведения вышеперечисленных акынов-заманистов считалась антирусскими. Поэтому данная проблема в истории оставалась "белым пятном", считалась запретной зоной. В работах советских и кыргызских историков, философов и литературоведов их творчество оценивалось однозначно негативным. В этих условиях единственными выразителями настроений кыргызского общества объявлялись только те деятели, которые в той или иной мере приветствовали русское влияние на Кыргызстан.
Мы полагаем, что к историческому прошлому должен быть дифференцированный, научный подход. Это означает, что мы, с одной стороны, должны избегать идеализации отдельных явлений, персоналий, с другой, должны реалистически, объективно оценить народное культурное наследие, в котором бытует как позитивное, так и негативное по отношению к общественно-философской жизни Кыргызстана во второй половине XIX -начале XX вв.



01.jpg

Сейчас на сайте

Сейчас 46 гостей онлайн

Статистика

Просмотры материалов : 9273786