1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Историография развития Кыргызстана во второй половине XIX- начале XX веков. - Страница 13

Индекс материала
Историография развития Кыргызстана во второй половине XIX- начале XX веков.
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Все страницы


Материалы данного совещания были изданы в Ташкенте Институтом истории АН Узбекской ССР в 1989 году, они были посвящены не только событиям 1898 года, но и другим национально-освободительным движениям в Средней Азии и Казахстане второй половины XIX начала XX вв. В сборнике материалов рассматривается процесс вызревания социально-экономических и политических предпосылок народных движений в Средней Азии в конце ХIХ-начале XX вв, освещаются движущие силы и особенности выступления трудящихся, степень участия в них различных социальных групп населения региона и спорные вопросы истории национально-освободительного движения этого времени. Сборник также посвящен Андижанскому восстанию 1898 г. определению его места в национальном движении народов Средней Азии и Казахстана в конце XIX века. Авторами статей в сборнике являются Э.Ю.Юсупов, Б.В.Лунин, Х.З.Зияев, К.УУсенбаев, К.Ф.Касымбеков, А.М.Юлдашев, Н.А.Абдурахимова, Ж.Жакыпбеков, Х.Н.Бабабеков, УХ.Шалекенов и другие. Определяя характер национальных движений в Ферганской долине в конце XIX века, авторы в ходе обсуждения пришли к выводу, что несмотря на сложность и противоречивость событий 1898 года, движение отражало в своих истоках проявление массового недовольства дехканства Ферганы. Восстание 1898 года, в силу объективных и субъективных факторов возглавленное представителями феодально-клерикальных кругов, в сущности носило явные черты открытого антиколониального выступления масс и тем самым вливалось в общее русло освободительного движения, подрывавшего устои колониального режима царизма в Средней Азии.7
Таким образом, в 80-х годах по мере накопления исследователями материала, ученые на основе изучения архивных документов и других источников доказывали, что движущими силами Андижанского восстания были мардикеры, мелкие торговцы-разносчики, дехкане, оседлые, полуоседлые кыргызы. Также на основе углубленного изучения движущих сил, лозунгов восстаниям ученые пришли к выводу, что движения в Средней Азии и Казахстане второй половины ХIХ-начале XX вв. носили антифеодальный и антиколониальный характер.
Однако, следует сказать, что в новом четвертом издании "Истории Киргизской ССР" т. 2., (Фрунзе, 1986) об Андижанском восстании 1898 года не сказано ни слова.
Тем более важно констатировать, что на современном этапе развития кыргызской историографии исследователи изучают данную проблему путем нового подхода к различным вопросам в свете рекомендаций Ташкентских совещаний 1966 и 1987 годов. Об этом свидетельствует оценка Андижанского восстания в новых сводных трудах, изданных в 90-е годы в республике. В этих работах восстание 1898 года характеризуется в развитии, как национально-освободительное движение, охватившее в третьей декаде мая жителей Кетмен-Тюбинской долины и Суусамырской волости Андижанского уезда, которое возглавил Шадыбек калпа.
Итак, на современном этапе развития исторической науки освободительный, антиколониальный характер Кокандского и Андижанского восстания признаются подавляющим большинством исследователей.
Солидным пополнением в исследовании проблем политического развития Кыргызстана в XIX веке, вопросов народных движений в период и после присоединения Кыргызстана к России в конце 90-х годов явились труцы и монографии Т. Кененсариева и К. У Усенбаева. Особо следует сказать о монографии К. У. Усенбаева "Народные движения Средней Азии в XIX веке". Она представляет собой ту рукопись, которая в мае 1983 года на Майском Пленуме ЦК КП Киргизии подвергалась необоснованной критике за то, что якобы в ней "процесс вхождения Южной Киргизии в состав России показан искаженно и допущена односторонняя трактовка в оценке деятельности отдельных исторических личностей и событий". После такой критики решением Ученого совета Института истории АН Кыргызской Республики издание этой монографии было приостановлено. Автор в данном исследовании ставил перед собой задачу осветить борьбу кыргызов против Кокандского феодального гнета и царских колонизаторов в XIX веке, доводя хронологические рамки рассматриваемых проблем до восстания 1916 года в Ошском уезде. При этом автор подробно анализировал и показал участие в этой борьбе узбеков, таджиков, и казахов, выявляя тем самым общность их целей.
Углубленно изучая проблемы Кокондского восстания, К. У Усенбаев традиционно разделяет его на два этапа.
Определяя роль и место в восстании представителей феодальной элиты (Абрахман автобачи, Иса Алуие и др. - Ж.Ж.), он их охарактеризовал в основном как "временных попутчиков восстания". Это стало возможным потому, что данное исследование К. У. Усенбаевым было завершено в 80-е годы. Поэтому в нем влияние классового похода, в изучении вопросов народных движений и других явлений общественной жизни до конца не было преодолено. Поэтому принцип идеологической установки на соединение национально-освободительных движений в Средней Азии (Кокандское восстание, Андижанское восстание, и восстание 1916 года-Ж.Ж.) с борьбой рабочего класса, России стал одним из определяющих в данной монографии К. У Усенбаева.82
В то же время исследование К. У Усенбаева обогатило кыргызскую историографию, значительно расширив фактографическую основу. Так, например, при рассмотрении событий народных движении в Средней Азии в 70-х годах XIX, подробно описывая ход народных движений в аилах Андижанского, Ошского и Кокандского уездов под предводительством Джетим хана и Мамыра Мергенова, К.У Усенбаев дает ранее неизвестные в кыргызской историографии сведения об их дальнейшей судьбе. В частности, опираясь на архивные материалы, он пишет, что 8 сентября, 1878 г. М. Мергенов и его два сподвижника в селе Базар-Коргон были взяты в плен. Вскоре М. Мергенов царскими властями был приговорен к смертной казни.
Итак, монография К.У.Усенбаева, как видно из вышеизложенного, была выполнена на основе широкого привлечения архивных документов в ней даются новые материалы о народных движениях в Средней Азии в XIX веке, и она отвечает сегодняшним потребностям нашей республики.
Проблемы политического развития Кыргызстана в XIX веке, взаимоотношения кыргызов с соседними народами, роль Ормон хана в социально-экономической и политической жизни кыргызского народа, его деятельность по углублению взаимоотношений северных кыргызов с Россией в рассматриваемый период времени проанализированы в следующей монографии К. У Усенбаева "Ормон хан". В этой книге автор, отходя от классового принципа, четко расставил акценты, объективно оценил внутреннюю и внешнюю политику Ормон хана как народного вождя, при этом он охарактеризовал  его  как  "сына своей эпохи,  своего  народа".84
Одновременно, К. У Усенбаев считал, что в его сознании преобладала родовая ограниченность, проявившаяся в его политической деятельности как первого хана северокыргызских племен.



3.jpg

Сейчас на сайте

Сейчас 52 гостей онлайн

Статистика

Просмотры материалов : 9273751