1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Историография развития Кыргызстана во второй половине XIX- начале XX веков. - Страница 11

Индекс материала
Историография развития Кыргызстана во второй половине XIX- начале XX веков.
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Все страницы

 


Как видим, в конце 80-х годов ученые еще не смогли до конца преодолеть принцип классового подхода в объяснении причин различных сложных вопросов общественных явлений.Дальнейшее развитие научной мысли по вопросам национальных движений в Средней Азии и на Северном Кавказе получило теоретическое осмысление в материалах Всесоюзного "круглого стола" 27-28 июля 1990 г. В ходе обсуждения проблемы "Национальные движения в условиях колониализма" ведущий "круглого стола" академик М.К.Козыбаев отметил, что до сих пор не создана цельная, правдивая, подлинно научная концепция освободительной борьбы народов восточньгх многонациональных регионов.В работе этого Всесоюзного "круглого стола" из Кыргызстана принимали участие ученые историки: А.А. Арзыматов и К.У Усенбаев. А.А. Арзыматов предметом своего выступления избрал особенности социальной революции в Кыргызстане. Опираясь на марксистско-ленинское учение, он высказал мысль о том, что прогрессивным последствием принятия подданства России кыргызским народом явилось разложение полуфеодальных отношений в полукочевом обществе. Следовательно, в социальном прогрессе был совершен исторический шаг вперед, выразившийся в превращении патриархальных крестьян в сельских наемных рабочих, которые формировалось в революционную силу. Поэтому, утверждал А.А.Арзыматов, период истории подданства кыргызов в составе России есть история социальной революции, а не только классовой борьбы, как считают многие историки республики. Отсюда, А.А. Арзыматов приходит к заключению, что социальная революция в Кыргызстане с экономической точки зрения принимает характер аграрной революции букары, малаев, наемных рабочих заземлю, за прогресс общественного развития. Следовательно утверждает исследователь, национально-освободительное движение (в Кыргызстане - Ж.Ж.), гегемоном которого стал российский пролетариат, теперь происходит как составная часть трех этапов социальной революции в России.Нам думается, что такие утверждения слишком категоричны. На современном этапе развития исторической науки положение о том, что национально-освободительное движение в Туркестана являлось составной частью революционного движения в России, остается дискуссионным.К.У.Усенбаев сделал анализ процесса присоединения Кыргызстана к России и Кокандского восстания 1873-1876 гг. Различая интересы различных слоев и групп кыргызского общества в ходе Кокандского восстания он отметил, что восставшие боролись против царских военных отрядов, но не против русских вообще. Часть повстанцев, особенно кыргызы, все же не терял надежду на поддержку России. Что касается политической линии Пулат хана в ходе восстания, то он, по мнению К.УУсенбаева, не проявлял враждебности к России и русскому народe. Более того, Пулат хан пытался установить дружественные связи с туркестанской администрацией. Но царские власти в крае, видя в его лице непримиримого классового врага, относились к нему враждебно.Как видно из всего вышеизложенного, ученые в своих рассуждениях о сложных сторонах национальных движений, руководствовались классовым принципом. Но несмотря на это, данное обсуждение показало, что подход ученых к данной проблеме становится более объективным, по сравнению с предыдущими периодами и способствует укреплению творческих связей между ними.Накапливавшийся документальный материал в 90-е годы позволял углубить конкретные исследования, направленные на изучение национально-освободительных движений в Средней Азии. Именно с этих позиций следует оценить монографию Х.Н.Бабабекова "Народные движения в Кокандском ханстве и их социально-экономические и политические предпосылки (ХVIII-ХIХ вв.)". Автор в монографии использовал следующие восточные рукописи, литографии и печатные книги: "Аксаб-ас-салатии ва таварих - и - алъ-хавакин", "Тарых-и-фаргона", "Мунтахаб ат таварих", "Тарих-и-Шахрухи", "Хуплас-ат-таварих", "Тарих-и-Туркестан" и другие что делает данное исследование более значимым. Исследователь проблеме восстания Пулат хана отводит специальную главу. В исследовании Х.Н.Бабабекова впервые проводится обобщающий анализ известных восстаний, происшедших в Кокандском ханстве, выявляются противоречия в оценке восстаний, на основе углубленного изучения первоисточников определяются факты, наиболее соответствующие действительности. Так, например, автор при рассмотрении второго этапа восстания 1873-1876 гг., не соглашается с утверждением А.Х.Хасанова о совместном выступлении кыргызского и узбекского народов против Кокандского ханства в середине июля 1875 года, около города Узгена. Свое несогласие с этим, Х.Н.Бабабеков мотивировал тем, что А.Х.Хасанов не дает ответа на вопрос: а за какое же государство выступали восставшие. Касаясь вопроса о месте и роли имущих в восстании Х.Н.Бабабеков в отличие от А.Х.Хасанова считает, что феодальная знать в период восстания долгое время стояла и на стороне Кокандского хана и боролась против повстанцев. Только после того, как стала очевидной неизбежность победы народа, они решили воспользоваться этим моментом и сохранить господствующее положение.Если А.Х. Хасанов считал лозунгом восстания "кыл куйрук" и обосновал его содержание социальными мотивами, то Х.Н.Бабабеков, не разделяя этот взгляд, пишет, что в ходе восстания (с августа 1875 г. Ж.Ж.), резко выделялись два основных противоборствующих лагеря: в лице Абдурахмана Автобачи и Пулат хана. Внутри ханства, утверждает Х.Н.Бабабеков, могла разразится гражданская война. Чтобы предотвратить эту войну, был выбран лозунг "газават" против царских колонизаторов. Приступая к изложению событий второго этапа восстания, Х.Н.Бабабеков, опираясь на архивные материалы, утверждает, что в результате не активного участия самого Пулат хана в сражениях с русскими отрядами Абудрахман Автобачи потерпел ряд поражений. В отличие от других современных исследователей Х.Н.Бабабеков утверждает, что с ликвидацией Кокандского ханства и образованием из его территории Ферганской области восстание не завершилось, а продолжалось вплоть до июля 1876 г., отдельные группы держались даже до начала января 1877 г. Также автор считает, что на этом этапе движущей силой восстания были все слои населения. Идеологией движения было освобождение всей бывшей территории ханства и восстановление независимости. Причиной поражения восстания, по мнению Х.Н.Бабабекова, было неравенство в военной силе и измена руководителей восстания из числа феодалов. Из всего этого вытекает, что Х.Н.Бабабеков в отличие от предыдущих исследователей в Кокандском восстании выделяет два момента: во-первых, лозунг "газават" в ходе восстания служил объединяющим призывом всего населения Кокандского ханства, во-вторых, автор Рассматривает Кокандское ханство как единое государство, ведущее борьбу за независимость.Таким образом, на современном этапе развития исторической науки историки установили преемственность освободительного характера национальных движении в Средней Азии в условиях колониального периода. Одновременно придется констатировать, что несмотря на значительные успехи в разработке проблемы, выразившиеся в широте постановки вопроса и освещения национальных движений 70-х годов XIX века, здесь остается много неясностей и спорных моментов. Естественно, такое положение объясняется постоянным расширением источниковедческой базы, которое позволяет ставить и решать перечисленные проблемы на более высоком уровне.В конце 80-х - течение 90-х годов отдельные стороны проблемы историографии национальных движений в Кыргызстане в 70-х годах XIX века рассматривались в различных публикациях Дж.С.Бактыгулова, Ж.Жакыпбекова, Т.Н.Омурбекова, Т.К.Чороева, КС.Молдокасымова и других, на русском и кыргызском языках. В них авторы попытались обозначить новые подходы в историографии присоединения Средней Азии к России и тесно связанное с ним восстание 1873-1876 гг., а также дать оценку роли и места исторических личностей Пулат хана, Жангарача, Байтика, Ормон хана, Курманжан датки, Алымбека датки и других в процессе присоединения кыргызов к России во второй половине XIX века.



120.jpg

Сейчас на сайте

Сейчас 46 гостей онлайн

Статистика

Просмотры материалов : 9273786