1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Материалы к лекции 2 по истории русской философии

Индекс материала
Материалы к лекции 2 по истории русской философии
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Все страницы

 

Лекция 2. Русская философия Х – ХVII вв
Термины "философ", "философия", "философствовать" довольно ча­сто встречаются в древнерусской письменности, но их значение было гораздо шире, чем в современном языке. Под "философами" могли подразумевать: античных мыслителей, чьи идеи и имена были известны по многим источникам, в т.ч. по сборнику афори­змов "Пчела"; представителей патристики, например, о Максиме Исповеднике писалось, что он был "философ до конца житием и словом пресветел"; искушенных в догматике христианских про­поведников, каковым назван в "Повести времен­ных лет" византийский богослов, пришедший на­кануне крещения Руси и произнесший перед кня­зем Владимиром "Речь философа"; просветителей высокого культурного уровня, каким был "зело мудрый в философии" Максим Грек; деятелей искусства, умевших фи­лософские образы воплощать в художественной форме, - так, иконописца Феофана Грека назы­вал "искусным философом" его современник Епифаний Премудрый, вообще людей, способ­ных к необыденному мышлению. Все это свиде­тельствует об уважительном отношении к философии на Руси, показывает ее высокий. Непосредственные же представления о ней выражены в ее определениях. Так, наиболее авторитетный для Руси того времени византийский мыслитель, гимнограф VIII в. Иоанн Дамаскин дал 6 определений философии: "Философия есть позна­ние сущего как такового... познание божествен­ных и человеческих вещей... помышление о смер­ти произвольной и естественной... уподобление Богу в возможной для человека степени... искус­ство искусств и наука наук... любовь к мудрос­ти". Первое на славянском языке определение философии сформулировал первоучитель Ки­рилл, прозванный Философом. В посвященном ему житии сообщается, что под философией он понимал "знание вещей божественных и челове­ческих, насколько может человек приблизиться к Богу, которое учит человека делами своими быть по образу и подобию сотворившего его". Далее раскрывается понимание философии как возвышенного стремления к Софии Премудрос­ти Божией. Образ Софии Премудрости, пред­ставляющий христианизированный синтез языческой Афины Паллады и библейской девы Муд­рости, является одним из ключевых в русской фило­софии. Он выражен не только в письменных тек­стах, но и в величественных храмах, посвящен­ных Софии, в фресках и иконах, в торжественных песнопениях в ее честь.
Русскую философию этого периода можно разделить на 3 этапа: