1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Асанканов А. Цивилизация кочевников: не мифы, а реальность

Индекс материала
Асанканов А. Цивилизация кочевников: не мифы, а реальность
Страница 2
Страница 3
Все страницы

 

А. АСАНКАНОВ,
доктор исторических наук, профессор, чл.-корр. Национальной академии наук

На проблему государственности как одну из форм цивилизации ученые-обществоведы традиционно смотрели односторонне. Отсюда соответственно неразработанность общей методологической концепции генезиса кочевнического государства. Огромный кочевой мир и его социально-политическая структура нередко оставались за пределами понятия “государственность”. Это сказывалось на характере исторического исследования не только бывшего Советского Союза, но и всего мира. Кыргызстан здесь не исключение. На проблемы изучения государственности кыргызов и ее основных этапов было наложено долгое табу.
Расположение первого кыргызского государства все еще остается дискуссионным вопросом в историографии генезиса государственности кыргызов. Если обобщать идеи ученых-историков, территория первого кыргызского государства находилась на востоке - в Западной Монголии, в районе озера Хырхыз-Нур или в верховьях Енисея, или в северо-восточной части Тениртоо - на западе. Верховья Енисея, северо-западная часть Монголии, Восточный Туркестан и их сопредельные территории - это гигантский горный амфитеатр, обрамляющий равнины. Основная часть регионов представляет собой единые средневысотные горы-хребты и массивы высотой 1500-2000 метров. Горные массивы и хребты повсеместно расчленены сетью глубоких, нередко ущелистых долин, в которых текут реки. Эта территория, можно сказать, имеет свои идентичные зонально-климатические условия. Немалую часть зоны занимают жаркие и засушливые пустынные равнины, где растительный покров весьма разрежен, часто дуют сильные ветры. Климат всюду отличается континентальностью, которая возрастает в направлении с запада на восток. Велики амплитуды температур зимы и лета, а осадки выпадают в малом количестве.
Так вот, эта историко-культурная область в силу природно-климатических условий стала одним из центров скотоводческо-земледельческих центров и формирования комплексного хозяйства с преобладанием кочевничества.
Археологические исследования, а также письменные источники подтверждают, что верховья Енисея, Алтай, Восточный Туркестан характеризуются как единая территориальная область с близким социально-экономическим укладом, постоянными политическими, торговыми и культурными связями.
В I тыс. до н. э. тут и возникли частная собственность и соответственно государственность. Уже в энеолите (примерно V-III тыс. до н. э.) в отдельной части были одомашнены крупный и мелкий рогатый скот. Было известно шерстоткачество, о чем ярко свидетельствует “афанасьевская культура”. Население держало лошадей, верблюдов, овец, коз, яков и коров. Во втором тысячелетии распространялось и земледелие, появлялись оседлые поселки, хотя, возможно, разведение скота имело преимущественное значение. Кочевничество возникло много позже и формировалось на фоне этносоциокультурных изменений, а также в условиях наступления более аридного климата, способствовавшего усилению скотоводческих тенденций в хозяйстве. Качественные изменения в хозяйстве и образе жизни степного населения наступили в середине II тыс. до н. э., что зафиксировано древнекитайскими письменными источниками.



0301.jpg

Сейчас на сайте

Сейчас 36 гостей онлайн

Статистика

Просмотры материалов : 9273799