1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Т.Т. Машрапов Бахр ал-асрар фи манакиб ал-ахйар" (география) Махмуда ибн Вали как источник ... - Страница 4

Индекс материала
Т.Т. Машрапов Бахр ал-асрар фи манакиб ал-ахйар" (география) Махмуда ибн Вали как источник ...
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Все страницы

 

 

время /Талас/ - это река на той стороне /город/ Ясси. Расстояние между ними более месяца пути. Народ той области называет ее Талашом… Было услышано, что около нее находится развалины какого-то города, /раскинутые/ на расстоянии около пяти фарсангов и, по-видимому, это и есть город /Талас/. В настоящее время в той области живут казахские племена (20). Во второй раз он приводится под названием Тараз 2: "Тараз  – город на границе области Фергана и смежен с Кашгаром… Сто шестьдесят лет назад был весьма богатым и благоустроенным /городом/. В настоящее время, по причине частых прохождений через него казахских и киргизских войск, область эта пришла в расстройство, вернее, стала похожа на мираж (21). Из приведенных сообщений не трудно понять, что, во-первых, в обоих случаях речь идет о городе , который уже превратился в руины, во-вторых, оба города расположены на берегу реки Талас, в -третьих, после их разрушения вокруг него стали жить казахские и киргизские племена. Характерно, что при описании Тараза, наряду с казахскими племенами, указаны и киргизы. По нашему мнению, описание города Таласа в двух местах под различными названиями и связано с тем, что Махмуд ибн Вали, следуя за своими источниками принял Талас и Тараз за различные города. Здесь же упоминается, что северо-западные границы территории расселения киргизов простирались до Таласа. Эти  сведения Махмуда ибн Вали согласуются и подтверждаются данными " Тарих-и Рашиди" Мирза Мухаммада Хайдара (22) и " Шах-Махмуда Чураса (23). Автор добавлял: " В прошлом товар его ( Тараза) составляли золото, серебро, рабы, невольницы- турчанки, холст и лошади" (24). По одностороннему утверждению автора, казахи и киргизы были главными виновниками упадка этого города. Ценны также сообщения Махмуда ибн Вали о городе Аксу: " Из-за постоянного прохождения  /через него/ киргизов, калмаков, казахов и прочих грабителей Моголистана, благосостоянию той области причинен большьй ущерб (25). Далее: "Также  ввиду систематического прихода /туда/ и ухода различных султанов и правителей, можно сказать, что нет / даже/ недели, когда бы не провозглашали хутбу на имя какого-либо падишаха и нет / и/ дня, когда не было услышано о прибытии какого-либо /нового/ правителя" (26). Отметим, что такое положение в Аксу сложилось с конца 20-х годов XVIIв., в связи с усилением давления киргизов на Монгольское государство и затем с возрастающим вмешательством калмаков во внутренние дела этого государства (28). Следовательно, выше приведены сведения Махмуда ибн Вали относятся к 20-40-м годам XVIIв., что подтверждаются данными "Хроники" Шах-Махмуда Чураса. К тому же периоду можно отнести сообщения Махмуда ибн Вали о населении города Кашгара: "Они /кашгарцы/ периодически воюют с калмаками, киргизами и прочими дьяволами того предела" (29). Махмуд ибн Вали, описывая страну Туркестан и его границы, писал следующее : "Согласно автору " Гараиб" , он в длину простирается от брега реки Сейхун до берегов реки Карамуран. И эту землю в настоящее время называют Моголистаном" (30). В какой-то степени включение Туркестана в состав Моголистана неверно (31). Из контекста этого пассажа видно, что, хотя автор употребляет историко-географическое название Туркестан, которое имеет более широкое значение чем Моголистан, сведения, сообщаемые Махмудом ибн Вали  в основном относятся к территории, расположенной на северо-востоке верхнего течения Сырдарьи. Он сообщает, что: "Климат этой страны  прохладный. В  настоящее время возделанных и пригодных земель, городов и крепостей в ней мало. В эти дни большая часть этой страны является местом обитания калмаков и киргизов (32). Это мнение подкрепляется и сообщениями автора о товарах Туркестана:  "… белый тополь, соболий мех, меха серой белки, горностая, черной лисицы, рабы и рабыни, овцы, кошма, белые сокола, ястреба, тогрела, кречет и камень йада" (33). Присущие западной части  Туркестана " товары" не упомянуты. Указанные же предметы торговли, в основном характерны для северо-восточной части Средней Азии. Известно, что XVII в. некоторые части этого региона были заняты киргизами, кочевья которых растянулись на севере до Таласа. Таким образом, согласно этим сообщениям "Моря тайн", киргизы занимали территорию северо-восточной части Средней Азии, расположенной между Таласом и Восточным Туркестаном с севера на юг. Восточная часть их территории простиралась до окрестностей города Алмалыка (34), расположенного в Илийской долине (35), а западная часть соприкасалась с земледельческими районами Мавераннахра. Представляет определенный интерес и следующее сообщение нашего источника, правда, заимствованное из недошедшего до нас сочинения, относящегося, по-видимому, к значительно более раннему времени: "как написано в "Китаб ахбар-и киргиз ва Селенга" страна киргизов смежна с нею (Селенгою-Т.М.). Центр этой области Каракорум…" (36). Этот факт, в какой-то степени перекликается  с  сообщением из исторической части этого сочинения, где повествуется о прибытии 12000 семей киргизов через Каратегин в Хисар, что эти племена до прихода в Хисар обитали в области Каракорум и Керулен и проводили жизнь в неверии (37). Но из-за скудности сообщений данного и других источников об этом последнем факте пока трудно сказать что-то определенное. В "Море тайн" содержатся отдельные сведения о верованиях киргизов и о степени их приверженности к догмам ислама: "Словом, хирхиз это область, народ которой поклоняется / различным/ идолам. Они не истинные мусульмане. Во время моления лицом обращены, бывают на юг, а вместо /стихов/ Корана употребляют благозвучные слова" (38). В другом месте о степени распространения ислама среди киргизов говорится: "У них признаки верования мусульманства проявляются редко" (39). Правда, приведенные сообщения нашего источника носят слишком общий характер. Тем не менее они созвучны сведениям агиографических сочинений: "Зийа ал-кулуб", "Джалис-и муштакин", "Рафик ат талибин", "Тазкийра -ий ходжаган" и др., непосредственно отражающих домусульманские верования киргизов, и свидетельствующими об их религиозных обрядах, а также о деятельности среднеазиатских суфийских шейхов из религиозно-дервишского ордена накшбендийна по распространению ислама среди киргизов и других кочевых народов (40). Вопрос о значении этнонима "киргиз" в научной литературе еще не выяснен; о нем имеются десятки гипотез и предложений. Не выдаваясь в их подробности, отметим, что в среденевековых арабских и персидских источниках данный этноним зафиксирован в двух близких между собой формах: "киргиз" и "хыргыз". Сообщение нашего автора относительно этого вопроса интересно тем, что в нем впервые отмечается изменение этнонима  "киргиз". При этом подчеркивается, что название этого этнонима исходит из названия области, в