1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Т.Т. Машрапов Бахр ал-асрар фи манакиб ал-ахйар" (география) Махмуда ибн Вали как источник ... - Страница 3

Индекс материала
Т.Т. Машрапов Бахр ал-асрар фи манакиб ал-ахйар" (география) Махмуда ибн Вали как источник ...
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Все страницы

 

 время /Ош/ далек от благоденствия и благоустройства. Временами в его окрестности переселяются киргизские племена и мятежные казаки блуждают там подобно волку  и грабят мусульман" (9). Таким образом, предгорные районы Ферганской долины были населены киргизскими племенами, которые часто совершали набеги на оседло- земледельческие районы Ферганы. Заслуживают внимания сведения Махмуда ибн Вали о территории расселения киргизов, сообщаемой им, при описании Балха и его областей.  "Хутталан,  который ныне известен как Кулаб, считается четвертой частью /области Балх/. Ягсу, Чахарсу, Кангург, Даштак,Вашджерд, Дашт-и Кулак, Кала -и Земм и Ясси, почти до Дашт-и Алан являются жилищами и обиталищами киргизских племен; их причисляли к совокупности /округов/ Мавераннахра" (10). Из этого сообщения явствует, что какая-то часть киргизов, в описываемое Махмудом ибн Вали время, была расселена в южных районах Средней Азии. Это мнение также подтверждается следующими данными автора: "… как недавно, при определении границ Балха, было установлено: крупнейшими селениями его являются Ягсу, Чахарсу, Кангурт и Даштак. Восточная граница Хутталана прилегает к землям киргизов…" (11). Известно, что размежевание границ Балха было проведено "при Надр Мухаммад-хане; тогда восточную часть Балхского ханства составляли области Тахористан, Бадахшан, Хутталан" (12). По данным источников, границы территории расселения киргизов были неустойчивыми и часто изменялись. Одной из причин этого является то, что некоторые группы киргизов передвигались с одного района в другой. Об одном из таких передвижений киргизских племен подробно рассказывается в четвертой части шестого тома " Бахр ал-асрар": " Эти кыргызы, численностью 12000 семейств, в раждабе 1045 (11.XII.1635 -  9.I.1636 г.) прибыли через Каратегин в Хисар; во главе их было 12 предводителей (очевидно по одному на 1000 семейств), которые в следующем месяце  шабане /10.1 по 7.11/ были приняты узбекским ханом в Балхе" (13). На основе приведенного сообщения Махмуда ибн Вали в исторической литературе утвердилось мнение, согласно которому время и обстоятельства появления киргизов на Памире  и Каратегине связывается с агрессией калмаков на Тянь-Шань (14). Например, авторы "Истории Киргизии" считают, что в первой половине XVIIв. значительная часть южных киргизов, спасаясь от нашествия калмаков, отступила в Каратегин, Куляб, Дарваз и Гиссарскую долину (15).  Это мнение не выдерживает критики, так как не учитывает сообщения источников, написанных до " Бахр ал-асрар". Одно из самых ранних упоминаний о продвижении киргизов на Каратегин содержиться в агиографическом сочинении " Тазкира -йи ходжа Мухаммад Шариф" ("Жизнеописание ходжа Мухаммад Шарифа"), написанном во второй половине XVIв. При повествовании о походе Абд-ал Латиф султана, сына Абд-ар-Рашид-хана (940/1533-867/1560) против киргизов, который состоялся приблизительно между 959/1551-1552 - 963/1555-1556 гг. (16), сообщается: "В то время в Кашгаре правителем (тюра) был Абд ар- Рашид-хана. Киргизы тогда были в Каратегине. Они даже издали не видели город. Казии взимали с киргизов зекат силой меча. У киргизов не доставало сил, чтобы оказывать сопротивление (17). Интересные сведения, связывающие киргизов с Каратегином, встречаются в "Абдаллах-наме" (иначе "Шараф-наме-йи шахи) Хафиз-и Таныша Бухари, согласно котрому в 983 г. (около 1575 г.) киргизские войска, имеющие привычку грабить и проливать кровь, узнав, что войска августейшего /Абдаллах-хана/ находятся далеко, сочли это обстоятельство  весьма удобным для нападения на подвластные ему области.  Двинувшись со стороны Каратегина, они вторглись в Гиссар и /дошли/ до Дех-и нау (Денау)… Они вернулись к себе той же дорогой, по которой пришли (18). А в " Рафик  ат-талибин" (уйгурский перевод " Анис ат-талибин" Шах Махмуд Чураса) содержатся заслужавающие внимание сведения о киргизах Алая, упомянутые в связи с деятельностью ходжа Исхака (умер в 1595 г.), сына Махдум-и Азама Касани по распространению ислама среди киргизов: " Рассказывают, что его высокостепенство благочестивый / Ходжа Исхак/ из этой страны вернулся в Маверанахр. В странах Сары- Йазы и Алай он жил не более трех лет. Некоторые киргизские эмиры стали искренними друзьями, приверженцами /ходжи Исхак/, собрались большой толпой. Один из киргизских эмиров и военачальников не признавал его высокостепенства (19). Анализ рассмотренных фактов свидетельствует о том, что во второй половине XVIв. значительная часть киргизских племен прочно утвердилась в районе Алая и Каратегина и постепенно стала продвигаться дальше на запад, в направлении Гиссара и Куляба. Представляют интерес и сведения автора " Моря тайн" о городе Таласе, приведенные в двух местах сочинения, причем под разными названиями: " Талас - автор " Граиб" говорит: он один из городов Туркестана. В прежние времена был его столицей, а в  настоящее