1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Т.Т. Машрапов Бахр ал-асрар фи манакиб ал-ахйар" (география) Махмуда ибн Вали как источник ...

Индекс материала
Т.Т. Машрапов Бахр ал-асрар фи манакиб ал-ахйар" (география) Махмуда ибн Вали как источник ...
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Все страницы

 

 

 

Бахр ал-асрар фи манакиб ал-ахйар" (география)
Махмуда ибн Вали
как источник по истории Кыргызстана XVI - XVII вв.

"С развитием исторической науки растет настоятельная необходимость привлечения более широкого круга источников, в том числе и географического характера, для дальнейшего углубленного изучения средневековой истории Киргизстана. Это особенно ощутимо по позднему средневековью, которое весьма слабо обеспечено географическими сведениями по сравнению с предыдущими периодами. В этой связи издание фрагментов в переводе на русский язык из географической части семитомного энциклопедического труда среднеазиатского ученого XVII века Махмуда ибн Вали "Бахр ал-асрар фи манакиб ал-ахйар" ("Море тайн относительно доблестей благородных") (1) является значительным вкладом в пополнение источниковедческой базы вышеуказанного периода истории Киргизстана и сопредельных с ним областей Средней Азии, Казахстана и зарубежных стран Востока. Биография Махмуда ибн Вали, его сочинение "Бахр ал-асрар",  а также история изучения этого источника широко исследованы в работах В.В. Бартольда и Б.А. Ахмедова (2). Мы лишь отметим, что Махмуд ибн Вали родился в Балхе в семье влиятельного сановника приблизительно в 1004/1595-1596 г., был мюридом крупного шейха-богослова, затем путешествовал, с 1041/1631 г. до конца жизни работал в дворцовой библиотеке балхского хана Аштарханида Надр Мухаммада (1015/1606-1051/1642; вторично - 1055/1645- 1061/1651). Труд "Бахр ал-асрар" написан между 1634-1641 гг. по поручению Надр Мухаммад-хана. Географическая его часть составляет треть первого тома "Бахр ал-асрар". В ней содержатся важные географические, историко-этнографические и экономические сведения о Средней Азии  и сопредельных с нею странах. Несмотря на то, что  в "Море тайн" много заимствованного материала, тем не менее он представляет определенную научную ценность как "наиболее полный, критически оцененный  и обогащенный новыми, современными автору сведениями гео-космографический свод (3)". В сочинении содержится значительное количество фактов о хозяйственном развитии, быте и религиозных верованиях киргизов. Подробно описаны области, города, реки и горы, расположенные на территории расселения киргизов и сопредельных с нею землях. Приведены и важные сведения о взаимоотношениях киргизов с соседними кочевыми и оседлыми народами. Географические сведения Махмуда ибн Вали о кыргызах фрагментарны, кратки и изложены в отрыве от конкретных исторических событий, но, они большей частью оригинальны и важны. В исторических сочинениях, как правило, не содержатся материалы такого характера. Автор, как правоверный мусульманин, по своему политическому мировоззрению был сторонником централизованной власти и оседлого образа жизни. Поэтому понятно, почему он столь пренебрежительно, местами даже презрительно, относился к кочевым народам, в том числе и к киргизам, характеризуя их как "неверных" "дьяволов" и "волков" (4). Нами предпринята попытка проанализировать и оценить всю совокупность географических сведений Махмуда ибн Вали о Киргизстане. Данные этого сочинения сопоставлены с показаниями других источников. На основе всего этого проведен ряд наблюдений по исторической географии Киргизстана в XVI-XVII вв. Рассмотрим сведения, содержащиеся в "Море тайн" о хозяйстве, быте и занятиях киргизов. "Повседневным средством их(киргизов и калмаков) существования  как в еде, так и в одежде, являются лошади, овцы, особенно конина и конское  молоко, называемое "кумыс", /также/ шерсть и кожа этих животных…" (5). Согласно приведенным сообщениям Махмуда ибн Вали, в рассматриваемый период, основным занятием киргизов и калмаков оставалось традиционное для этих кочевых народов занятие - скотоводство. При этом большое место в их хозяйстве занимало коневодство. Источники свидетельствуют, что киргизские лошади пользовались определенным спросом не только на рынках Средней Азии, но и Восточного Туркестана (6). В связи с этим автор "Море тайн…" сообщал: "Они (кашгарцы) периодически воюют с калмаками, киргизами и прочими дьяволами того предела. Товар Кашгара - камень каю, яшма, брусчатый камень, мускус, золото, шитая золотом одежда, як, китайские изделия, рабы калмаки, киргизские лошади и другие".
Основная часть первого тома "Бахр ал-асрар" посвящена описанию "унсур-и хак" (элемента земли): городов и областей, гор и животных, а также растений обитаемой части света. Здесь приведены подробные сведения о таких городах, как Аксу, Андижан, Баласагун, Ош, Талас, Алмалык, и о таких областях, как Туркестан, Кашгар, Селенга. Следует отметить, что в "Море тайн" о киргизах упоминается лишь в связи с общностью их территорий расселения с описываемыми географическими пунктами, либо в связи с набегами, предпринятыми киргизами на земли упомянутых городов и областей. Несмотря на то, что эти сведения фрагментарны, они в некоторой степени позволяют проследить территорию расселения киргизов и их взаимоотношения с соседними народами в позднем средневековье. Город Андижан описывается как город процветавший до завоевания его Шейбани-ханом (905/1500 - 916/1510) и пришедший в упадок после этого. К тому же, по мнению Махмуда ибн Вали, одна из причин упадка города заключалась в том, что участилось прохождение через эту область киргизских племен (7). Такого же характера сообщения в "Море тайн" и о городе Ош. Захир ад-Дин Бабур (888/1483 - 937/1530) об этом городе сообщал следующее: "Еще один город - Ош. Он стоит к юго-востоку /более к востоку/ от Андижана, в четырех йигачах пути; воздух там прекрасный, проточной воды много; очень хороша бывает весна. О достоинствах Оша дошло много преданий. К юго-востоку от крепости стоит красивая гора, называемая Бора-кух. На вершине этой горы Султан Махмуд -хан построил худжру. Ниже ее, на выступе горы, я также построил в девятьсот втором (1496-1497) году худжру с айваном" (8).  Для нас представляет интерес следующее сообщение Махмуда ибн Вали: "В настоящее