1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Раздел 4. Тема 4.2. Русское искусство XIX века – социокультурный феномен.

  Раздел 4.
  Тема 4.2. Русское искусство XIX века – социокультурный феномен.

1. Расширение культурного взаимодействия с другими странами и демократизация творческого процесса.
2. Основные стили в искусстве и их особенности.
3. Выдающиеся художники «Товарищества передвижных художественных выставок» и их творчество.
4. Совершенство выразительных средств и техники живописи.
  Семинарские (практические) занятия
  Семинар 4.2.1. Характерные особенности искусства XIX века.

1. Образ России и судьба человека - основные темы искусства.
2. Стили и символы России в творчестве художников.
3. Период эклектики (смешение стилей) в архитектуре.
  Семинар 4.2.2. «Товарищество передвижных художественных выставок».
1. Основные идеи нового подхода к изобразительному искусству.
2. Стили и жанры в творчестве художников - передвижников.
3. Формирование русской национальной школы в изобразительном искусстве и музыке.
  Самостоятельная работа.
  Задание 4.2.1. Жанровое многообразие искусства XIX вв. Проявление разнообразных стилистических тенденций. 

  Выбор жанра. 
  Составление кластера. 
  Литература.
1. Борисова Е.А, Стернин Г.Ю. Русский модерн. М.. 1990.
2. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. М., 2000
3. История русского искусства первой половины XIX века. М., 2004.
4. Лапшина Н. «Мир искусства». Очерки истории и творческой практики. М., 1977.
5. Манн Ю.В. Русская литература XIX века: Эпоха романтизма. М., 2001.
6. Популярная история русской живописи /Автор-сост. Е.А. Конькова. М., 2002.
7. Сарабьянов Д.В. История русского искусства второй половины XIX в. М., 1989.
Термины и определения.
  Ампир - художественный стиль в архитектуре и декоративном искусстве трех первых десятилетий XIX в., возникший во Франции и завершивший эпоху развития классицизма. Ориентирован на римскую античность («эпоху империи»), соединяет римские и египетские мотивы. После 1812 г. распространился и в России. Отличается монументальностью форм и богатым декором.  
  Барельеф - выпуклое изображение отдельных человеческих фигур, целых групп или каких-либо предметов. Собственно барельефом, т. е. низким рельефом, называется изображение слабой выпуклости; изображение же большой выпуклости называется горельефом, или высоким рельефом.
  Батальный жанр - жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сражений (в том числе морских) и военных походов современности или прошлого. Стремление запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий сближает батальный жанр с историческим жанром. 
  Западники - мировоззрение образованной и либерально настроенной части российского общества, сформировавшееся в 1830-1840-х. В основе его лежали: осознание духовного и исторического единства России и Западной Европы; признание прогресса человеческой цивилизации как необратимого движения к лучшему; вера в разум, способный познавать и использовать законы природы и общества; признание того, что общественное устройство может и должно быть усовершенствовано в интересах личности.
  Интеллигенция – общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно творческим трудом и обычно имеющих соответствующее специальное образование. Термин был введен в XIX веке П.Д. Боборыкиным. Общественные функции интеллигенции заключаются в создании, развитии и распространении культуры. Этому понятию часто придается и моральный смысл, видя в интеллигенции воплощение высокой нравственности, демократизма и справедливости.
  Искусство для искусства («чистое искусство») – общее название ряда эстетических теорий, в которых признается доминирующим самопознание художественного творчества вне социально-исторического контекста.
Историческая живопись - один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный воссозданию событий прошлого и современности, имеющих историческое значение. Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами – бытовым жанром (так называемый историко-бытовой жанр), портретом (портретно-исторические композиции), пейзажем («исторический пейзаж»), батальным жанром.
  «Могучая кучка» (Балакиревский кружок) - содружество русских композиторов (Балкирева М.А., Бородина А.П., Кюи Ц.А., Мусоргского М.П., Римского-Корсакова Н.А.), художественного и музыкального критика Стасова В.В. 
  Передвижники - русские художники, входившие в Товарищество передвижных выставок, созданное Крамским И.Н. и Стасовым В.В. в 1870.
«Неорусский» стиль - общее условное название совокупности различных по своим идейным истокам течений в русской архитектуре, возникших во второй четверти XIX в., направление в русской архитектуре, широко использовавшее мотивы древнерусского зодчества в целях возрождения национального своеобразия русской культуры.
  Пейзаж - жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа. 
  Портрет — жанр в изобразительном искусстве, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или в настоящем человека. Это повторение в пластических формах, линиях и красках живого лица, и одновременно при этом его идейно-художественная интерпретация. 
  Реализм - понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правдивое, объективное отображение действительности; правда и логика жизни, воплощенная специфическими средствами в творчестве, в различных видах и стилях искусства.
  Романтизм - идейное и художественное направление, характерные черты которого - возвышенность устремлений, культивирование идеалов, отрицание прозы и серости действительности.
  Сентиментализм – направление искусства, выражающее разочарование в «цивилизации», основанной на идеалах «разума» (идеологии Просвещения). Сентиментализм провозглашает чувство, уединенное размышление, простоту жизни «маленького человека» 
  Славянофилы - представители направления общественной мысли (1840-1880), выступавшие за особый, отличительный от западноевропейского, самобытный путь развития России, основанный на крестьянской общине, единстве народа, православия и царизма.
  Эклектизм - в искусстве отсутствие единства, целостности; формальное, механическое соединение разных стилей.

  Характерные особенности, повлиявшие на искусство XIX века. На общественно-культурную жизнь России огромное влияния оказали два события в истории страны – Отечественная война 1812 года и движение декабристов 
  Формирование идей дворянских революционеров, идей декабризма. 
  Обострение классовых противоречий, складывание революционной ситуации, что подтолкнуло царизм к отмене крепостного права. 
  Изменения в социальной структуре общества.
Демократизация творческого процесса и более четкая дифференциация различных его сфер. Расширение культурного взаимодействия с другими странами и народами.
  Сформировались идейно-политические направления:
- реакционно-охранительное (С.С. Уваров);
- революционно-демократическое (А.И. Герцен, П.Я. Чаадаев);
- либеральное (славянофилы и западники).
  Реакционно-охранительное. Основные принципы: «православие, самодержавие, народность», - которые должны были сохранять политическую и социальную стабильность, составлять нравственную основу воспитания.
  Революционно-демократическое. Развивается утопический социализм как направление революционной общественной мысли. Особенностью его в России была форма крестьянского социализма, признание революционных методов в борьбе за социальные преобразования.  
  Либеральное. Славянофилы обосновывали своеобразие русского исторического процесса, идеализировали «самобытные» учреждения: крестьянскую общину и православную церковь. Николаевскую политическую систему с ее «немецкой» бюрократией рассматривали как логическое следствие отрицательных сторон преобразований Петра I.
    Западники доказывали идею общности исторических путей Европы и России. Их устраивала конституционно-монархическая форма правления с определенными гарантиями свободы слова, печати, гласного суда. Они отрицательно относились к самодержавию, крепостному праву и полицейско-бюрократическим порядкам николаевской России. Они считали, что правительство навязала народу общину для удобства управления и сбора налогов. Деятельность Петра I они рассматривали как первую фазу обновления России, вторая должна начаться проведением буржуазных реформ сверху. 
XIX век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе, который был подготовлен всем ходом литературного процесса XVII -XVIII веков.
  Начался этот период с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Указанные литературные направления нашли выражение, прежде всего, в поэзии Известный писатель, публицист, историк И.М. Карамзин стремился создать единый литературный язык «для книг и для общества». Как писал А.С. Пушкин: «Он освободил язык от чуждого ига и возвратил ему свободу…». Сентиментализм Карамзина и его последователей пробудил интерес к «естественному» человеку, его душевным переживаниям, внутреннему миру.
  Поэзию В. А. Жуковского — поэзию переживаний, чувств и настроений называют началом русского романтизма и психологической лирики. Ее герой полон обаяния — поэтической мечтательности, возвышенности, благородства и духовности.
У истоков романтизма также стоял К.Н. Батюшков. В его лирике отдаётся предпочтение элегическим раздумьям об истории и о ценности человеческой жизни
  Романтиком был и ранний Пушкин. Его поэмы «Медный всадник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» открыли эпоху русского романтизма. Он был и основоположником русского реализма. Именно с его творчеством связано начало «золотого века» в литературе. Он первым пришел к выводу, что истинная народность – это «не описание русского сарафана, а жизненная достоверность, правда о взаимоотношениях людей, личности и общества». А.С. Пушкин внес вклад в создание научной историографии, доказывая необходимость опоры на объективный анализ фактов и явлений, добросовестное исследование жизни, утверждал, что личность – полноправное действующее лицо большой человеческой истории. 
  Многие поэты и писатели считали А. С. Пушкина своим учителем и продолжали заложенные им традиции создания литературных произведений. Одним из таких поэтов был М.Ю. Лермонтов. В своем творчестве он сочетал романтизм и реализм. В его поэзии наряду с темой трагичной, несчастной любви присутствует гражданская тематика. 
  В первой половине XIX века начала развиваться и проза. Появились первые прозаические произведения А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Именно эти писатели обозначили основные стили, жанры и художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении XIX века. Это романтизм, реализм, исторический жанр и сатира, художественные типы «лишнего и маленького человека».
Своеобразным в литературе этого периода было басенное творчество И.А. Крылова, в котором впервые устранен существовавший в русской поэзии разрыв между общенародным разговорным языком и языком литературным. Широко и свободно пользуется баснописец народными пословицами и поговорками, которые органически вплетаются в живую ткань его поэтического стиля.
  С середины XIX века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране 
  Литературный критик В. Г. Белинский обозначает новое реалистическое направление в литературе. Его позицию развивают Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский. Возникает спор между западниками и славянофилами о путях исторического развития России. 
  Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм.  
Гениальное творчество Л.Н. Толстого - это величайшие достижения в сфере психологического реализма, оказавшее огромное влияние на мировую литературу
Ф. М. Достоевский реалистически изобразил столкновение ярких, самобытных русских характеров, страстный поиск героями человеческого счастья, гармонии, дал осмысление общественного и духовного кризиса России с христианской точки зрения
В прекрасных творениях И. С. Тургенева показаны высокие духовные качества и одаренность русских крестьян, образы «лишних людей» и новых героев эпохи - разночинцев и демократов, самоотверженность русских женщин.
В творчестве М.Е. Салтыкова – Щедрина с позиций демократа - просветителя осуждается самодержавно - крепостнический строй, высмеивается его порождение - российская бюрократия, создана гротескно - сатирическая галерея образов градоправителей, изображается духовная и физическая деградация дворянства.
И.А. Гончаров – мастер реалистической прозы. В его творчестве дается философское осмысление русского национального характера, особого нравственного пути, противостоящего «прогрессу», ведется поиск нравственного идеала, дается критика нигилизма.
А.А. Григорьев, А.В. Дружинин, А.А. Фет - приверженцы эстетических теорий, в которых признается доминирующим самопознание художественного творчества вне социально-исторического контекста (Искусство для искусства или «чистое искусство»).
  История русской литературы XIX века – это история смены жанров и стилей. Во второй половине XIX века утвердилось господство индивидуально-авторских стилей, когда каждый писатель мыслил в духе индивидуальной стилистической системы, когда жанры не не исчезают, но стиль не находится в жесткой зависимости от жанра, а освобождается от строгой жанровой нормативности. Поэтому особенное распространение получили эклектические жанровые формы – философско-идеологический роман Достоевского, роман-эпопея Толстого «Война и мир» и др.  
Путь, проделанный русской литературой в XIX веке, свидетельствует о ее непреходящем мировом значении и неиссякаемых творчески возможностях.
  В искусстве возросла общественная роль его творца, значимость его личности, его право на свободу творчества, в котором теперь все более остро поднимались социальные и нравственные проблемы 
В живописи продолжал доминировать классицизм (К.Брюллов, А. Иванов),но растет интерес художников к личности человека, к реальному освещению жизни. Идея необходимости нравственного обновления людей и создания индивидуальных образов выражается в искусстве романтизма и прежде всего в жанре портрета (О.А.Кипренский, В.А. Тропинин). Формируется течение, в основе которого лежали идеи критического реализма и проявились наиболее значимые черты зарождающегося нового подхода к изобразительному искусству. Организуется «Товарищество передвижных художественных выставок». Это объединение представляли многие выдающиеся художники, проявившие себя в различных жанрах, совершенствуя выразительные средства и развивая технику живописи
  Художественные и идейные искания русской общественной мысли, ожидание перемен отразились в картинах К.П. Брюллова «Последний день Помпеи» и А.А. Иванова «Явление Христа народу». 
Побывав на раскопках античного города Помпеи Брюллов нашел изумительные краски для изображения трагедии древнего города, погибающего под лавой и пеплом извергающегося Везувия. Картина проникнута высокими гуманистическими идеалами. Она показывает мужество людей, их самоотверженность, проявленные во время страшной катастрофы.
  А. А. Иванов всю свою творческую жизнь посвятил идее духовного пробуждения народа, воплотив ее в картине «Явление Христа народу». На переднем плане его грандиозного полотна в глаза бросается мужественная фигура Иоанна Крестителя, указывающего народу на приближающегося Христа. Его фигура дана в отдалении. Он еще не пришел, он идет, он обязательно придет, говорит художник. И светлеют, очищаются лица и души тех, кто ожидает Спасителя. В этой картине он показал, как говорил позднее И. Е. Репин, «угнетенный народ, жаждущий слова свободы». 
  В первой половине XIX в. в русскую живопись входит бытовой сюжет. Одним из первых к нему обратился А. Г. Венецианов. Он посвятил свое творчество изображению жизни крестьян. Многие его картины написаны в духе сентиментализма. Его работы «Жница», «Крестьянка с васильками», «Захарка» и др., отображая красоту и благородство простых русских людей, служили утверждению достоинства человека вне зависимости от его социального положения. 
  Лучшие стремления человеческой души, взлеты и парения духа выразила романтическая живопись того времени, и прежде всего портрет. В портретном жанре ведущее место должно быть отведено Оресту Кипренскому. Открывая различные грани человеческого характера и духовного мира человека, Кипренский всякий раз использовал разные возможности живописи. В романтизме Кипренского наблюдается гармония классицизма и сентиментализма. Почти все исследователи его творчества утверждают своеобразие и невыразимое обаяние его ранних романтических портретов. Это портреты А.С. Пушкина, мальчика А. А. Челищева, девочки в маковом венке, супругов Ф. В. и Е. П. Ростопчиных, В.С. и Д.Н. Хвостовых и др. О. Кипренский сотворил образцы графического мастерства, зачастую превосходящие эмоциональностью его живописные портреты (Автопортрет, Крестьянский мальчик, портреты А. Томилова, Е.Р. Бакуниной и др.)
  В.А. Тропинин – художник - портретист. Создавая портрет А.С. Пушкина, художник подчеркивает значимость частной жизни, возросшую в эпоху романтизма. Он демонстративно противопоставляет ее официальной чопорности мундира.
  Пушкин изображен сидящим, в естественной и непринужденной позе. Правая рука, на которой видны два перстня, положена на столик с раскрытой книгой. Кроме этой книги, в портрете нет никаких аксессуаров, связанных с литературной профессией Пушкина. Фон и одежда объединены общим золотисто-коричневым тоном, на котором особенно выделяется лицо, оттененное белизной отворота рубашки, чем автор сумел воссоздать и запечатлеть его высокую одухотворенность. Картины Тропинина «Кружевница», «Пряха», «Гитарист», «Золотошвейка пронизаны чувством национального быта. Это типизированные образы, имеющие конкретные черты. 
  Во второй половине XIX века в изобразительном искусстве окончательно утвердился реализм — правдивое и всестороннее отражение жизни народа, стремление перестроить эту жизнь на началах равенства и справедливости. 
  Утверждение реализма в искусстве проходило в упорной борьбе с академизмом, результатом чего явилось зарождение «Товарищества передвижных художественных выставок». У его истоков стояли: Г.Г. Мясоедов, В.Г. Перов, И.Н. Крамской, Н.Н. Ге. Это объединение представляли многие выдающиеся художники, проявившие себя в различных жанрах, совершенствуя выразительные средства и развивая технику живописи:
- портрет (И. Н. Крамской, В. Г. Перов, В.А. Серов, И.Е. Репин);
- батальный жанр (В. В. Верещагин);
-пейзаж (А. К. Саврасов, А. И. Куинджи, И. И. Шишкин В. Д. Поленов, К. А. Коровин, И. И. Левитан);
- историческая живопись (В.И. Суриков, В. М. Васнецов).
  Творчество В.Г. Перова пронизано любовью к народу, стремлением осмыслить явления жизни и языком искусства правдиво рассказать о них.
   В картине «Сельский крестный ход на пасху» художник показал русскую деревню в праздничный день, нищету, беспробудное пьянство, сатирически изобразил сельское духовенство. 
Поражает своим драматизмом, безысходной скорбью одна из лучших картин Перова — «Проводы покойника», которая рассказывает о трагической судьбе семьи, оставшейся без кормильца.
  Большой известностью пользуются его картины «Последний кабак у заставы», «Старики-родители на могиле сына». Тонким юмором и лиризмом, любовью к природе проникнуты картины «Охотники на привале», «Рыболов».
В творчестве замечательного художника и теоретика искусства И.Н.Крамского главное место занимала портретная живопись. Крамской создал целую галерею замечательных портретов русских писателей, художников, общественных деятелей: А.С. Грибоедов, Л.Н. Толстой, М.Е. Салтыкова-Щедрин, Н.А. Некрасов, Портрет неизвестной, и др.
  Одна из известнейших работ Крамского — «Христос в пустыне» В картине пустыня производит впечатление холодного леденящего пространства, Христос для Крамского был самым главным нравственным идеалом в его жизни, совершенством мироздания, перед образом которого преклонялся весь человеческий мир. В картине Христос воплощает идею невидимого мира, являя вместе с тем образ Божий. В позе Христа есть что-то простое и очень знакомое, это поза усталого человека, однако выражение лица, жест сцепленных рук, общая атмосфера далеки от будничности. Холодная пустыня и острые камни усиливают чувство боли и одиночества, а темный силуэт на фоне предрассветного неба создает ощущение тревоги. Это редкий случай в исторической живописи, когда лаконичная композиция всего с одной застывшей фигурой держит, волнует и долго не отпускает зрителя.
  Н. Н. Ге - выдающийся мастер портрета, сюжетной, исторической и религиозной картины. Обновивший ее язык в преддверии символизма и авангарда. Художник стремился запечатлеть для потомков выдающихся деятелей своего времени. В своих картинах он выступает мастером лирического пейзажа и поэта пленэрной живописи. Он создал портреты А.И. Герцена, Л. Толстого, которые наполнены одухотворенностью и проникновенностью взгляда. Исторические полотна Ге наполнены драматическими конфликтами. Так на картине «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» изображены не просто отец и сын или два известных исторических деятеля. В ней отражён ещё и конфликт двух эпох и двух противоположных идеологий. Произведение Ге «Тайная вечеря» показано противопоставление Христа и Иуды, трагедия человека, предвидящего предательство ученика, но готового к самопожертвованию, что составляет основу драматического конфликта. Он осмыслен художником не в каноническом, религиозном, а в нравственно-психологическом плане. 
  А.К. Саврасов в историю живописи вошел как создатель русского лирического пейзажа, полного грусти и любви к России. Он сумел показать красоту и тонкий лиризм простого русского пейзажа во всех своих произведениях: «Грачи прилетели», «Лосиный остров», «Печерский монастырь под Нижним Новгородом», «Сельский вид» и мн. др.
  Ф.A. Васильев — талантливый русский художник- пейзажист, сoздaтeль более сотни живописных работ и множества рисунков. Он был исключительно одарённым художником, одним из самых талантливых русских пейзажистов. Его произведения написаны сияющими, насыщенными красками, проникнуты одухотворённым восприятием природы и романтическим волнением, поэтичностью и восхищением чувственной красотой мира. Его выдающийся талант глубоко отразился в картинах, впечатляющих переходным состоянием в природе: от солнца к дождю, от затишья к буре, своим психологическим драматизмом: «Перед дождем», «Вид на Волге. Баржи», «Оттепель», «Мокрый луг», «В крымских горах» и др.
   В.М. Васнецов - один из основоположников русского модерна в его национально-романтическом варианте. Его творчество тесно связано с русскими народными сказками, былинами, сюжеты которых он брал за основу своих картин: «Три богатыря», «Аленушка», «Сирин и Алконост. Песнь Радости и Печали». Им написано много портретов и оригиналов для мозаик в православных храмах: «Мария Магдалина», «Богоматерь», «Спаситель» и др.
  И.И Шишкин - стал певцом русского леса, эпической широты русской природы. Таинственный свет луны в редких облаках, красные отсветы зари на белых стенах украинских хат, косые утренние лучи, пробившиеся сквозь туман и играющие в лужицах на раскисшей дороге, - эти и многие другие живописные открытия запечатлены на его полотнах. Шишкин сохранил тяготение к монументальным размерам, он стремился к созданию общего впечатления могущества, силы, величия русской природы: «Рубка леса», «Сосновый бор», «Рожь», «Вид на острове Валааме». 
  «Картины И.И. Левитана, как пишет К.Г. Паустовский, «требуют медленного рассматривания. Они не ошеломляют глаз. Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам, но чем дольше вглядываешься в них, тем все милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и проселков». И.И. Левитан — мастер спокойных, тихих пейзажей: «После дождя», «Хмурый день», «Над вечным покоем», «Вечерний звон», «Вечер на Волге», «Вечер. Золотой плес», «Тихая обитель».
  Творчество И.Е. Репина считают вершиной демократического реализма в русской живописи второй половины XIX в. Он был замечательным мастером во всех жанрах живописи. Центральная тема его творчества – жизнь народа. Он показал народ в труде, в борьбе, быте: «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии». Справедливо замечено исследователями творчества Репина по поводу картины «Бурлаки на Волге», что в ней представлен эпизод частный жизни как серьезная социальная проблема Большое впечатление производит и «Крестный ход в Курской губернии». «Яркое голубое небо, пронизанные солнцем облака дорожной пыли, золотое сияние крестов и облачений, полиция, простой народ и калеки — все уместилось на этом полотне: величие, сила, немощь и боль России». Во многих картинах Репина затрагивалась революционная тематика («Отказ от исповеди», «Не ждали», «Арест пропагандиста»). В этих полотнах отражается движение народников и не столько сами события, сколько психологический аспект, атмосфера происходящего. Основные произведения Репина на исторические темы («Иван Грозный и его сын Иван», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и др.). Репин обладал замечательным даром портретиста. Он создал целую галерею портретов ученых (Пирогова, Сеченова), писателей (Толстого, Тургенева, Гаршина), композиторов (Глинки, Мусоргского), художников (Крамского, Сурикова). В каждом портрете можно увидеть разные композиционные и колористические решения, которыми наиболее выразительно он раскрывает человека и передает его индивидуальность 
  В.И. Суриков. Он хорошо знал быт и нравы прошлых эпох. Его произведения – вершина русской и мировой исторической живописи. Он умел давать яркие психологические характеристики, был прекрасным колористом (мастером цвета). Основой его творчества являлась историческая живопись. Это художественно воссозданная национальная история, главным героем которой является народ. Его произведения «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», «Степан Разин», «Переход Суворова через Альпы» — вершина русской и мировой исторической живописи, в которой отражено величие русского народа, его красота, несгибаемая воля, его трудная и сложная судьба.
  В.А. Серов писал пейзажи, полотна на исторические темы, но славу ему принесли, прежде всего, портреты, на которых были изображены известные писатели, артисты, художники, предприниматели, аристократы. До периода «серебряного века» в ранних своих работах Серов ярко раскрыл свое дарование живописца, создав ряд великолепных полотен. Его картины «Пушкин в парке», «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» стали исключительно особенными в изобразительном искусстве. Эти портреты несут на себе печать романтической одухотворенности, особой возвышенной поэтичности, подчеркнутой ясной и чистой цветовой гаммой. 
  Архитектура XIX в. - это эпоха классицизма в русском зодчестве, ориентация на античное искусство. Постройки в этом стиле отличаются ясностью, четкостью, пропорцией, симметрией. Данный стиль еще называли ампиром (императорский Рим). Затем единство стиля, соблюдавшееся до II половины XIX в., уступило место эклектике (смешению стилей). Распространенным приемом стала стилизация – возводя новые здания, архитекторы придавали их внешнему облику черты архитектурных стилей минувших эпох. Распространенным становится и «неорусский» стиль - шатры, башенки, фигурные наличники. 
  С именами замечательных зодчих В.И. Баженова и М.Ф. Казакова на рубеже XVIII – XIX веков связано создание Дворцово-паркового ансамбля «Царицыно», построенного в стиле нео - или псевдоготики, в котором в сложном и гармоничном единстве соединены черты архитектуры Московского кремля, древнерусских монастырей, западноевропейского средневековья и Возрождения.
  Тома де Томон создал прославленный ансамбль Стрелки Васильевского острова, центром которого было здание Биржи – величественное и монументальное с простотой и ясностью форм, чем достойно завершил неповторимый архитектурный облик центра Петербурга.
  Ведущим петербургским архитектором первой трети XIX в. является К. И. Росси - крупнейший зодчий русского ампира, благодаря которому, Петербург обрел новое лицо, превратившись в центр гигантской империи, гордой своими победами над Наполеоном. Монументально-строгие ансамбли, задающие масштаб всему огромному городу, оптимально выразили это имперское величие: «Александринский театр», «Михайловский дворец», «Здание Генштаба», «Здание Сената и Синода» и др.
  После победы над французами началось восстановление Москвы и в первую очередь ее центра, в чем большое участие принимал архитектор О.И. Бове. Архитектор сумел обновить облик древней столицы, с новым для Москвы размахом и по единому стилистическому замыслу. Он воплотил идею города-монумента во славу величия Российской империи, занимался реконструкцией всей прилегающей к Кремлю территории, создает ансамбль Театральной площади, строя Большой театр, возводит Триумфальные ворота в Москве у Тверской заставы. О.И. Бове завершал строительный комплекс, начатый В.И. Баженовым, Церковь Богоматери «Всех скорбящих радость».  
  Творчество А. Н. Воронихина открывает важный этап развития русского стиля, именуемого высоким классицизмом. На Невском проспекте архитектор построил Казанский собор - монумент побед русского народа. Несколько позже перед собором были поставлены памятники Кутузову и Барклаю де Толли (скульптор Орловский). Архитектор построил здание Горного института на Васильевском острове, Розовый павильон и фонтан на Пулковской горе, отделывал интерьеры дворца в Павловске.
  О. Монферран определил пути развития русской архитектуры — от классицизма к эклектике. Он создал Исаакиевский собор — выдающийся памятник русской архитектуры, в композиции которого основой стало сочетание классицизма и барокко. 
  К.А. Тон – архитектор Большого Кремлевского дворца, построенного в «русском стиле», который в архитектуре проявился в XIX веке на почве возрождения канонов древнерусского и византийского зодчества. 
В скульптуре XIX века особенно больших успехов достигает монументальная скульптура. Ее достижения связаны с укреплением и ростом Русского государства, с высоким подъемом национального самосознания после победы в Отечественной войне 1812 года. Получает большое развитие синтез архитектуры и скульптуры, так как огромную роль в общем облике здания играет скульптура, имеющая определенное смысловое значение. Мастер скульптуры И.П. Мартос, создавший много скульптурных портретов и надгробий, которыми прославился в XVIII веке, в начале XIX века создает памятник в честь народных героев Минина и Пожарского. И.П. Мартос о созданном им памятнике героям Отечества писал: «Греки и римляне, равно как в науках и художествах, так и успехами оружия, воздвигали своим мужам памятники и, передав потомству их подвиги в величественных изображениях, тем самым увековечили и собственную славу. И наше Отечество воздвигает немало памятников таким редкостным мужам, таким бессмертным героям, чья любовь к Отечеству повергла бы в изумление Рим и Грецию».
  В монументально-декоративной скульптуре развивалось творчество Ф.Ф.Щедрина (статуи и скульптурные группы для Адмиралтейства), В. И. Демут-Малиновского и С.С.Пименова (арки Главного штаба, фасадов Александрийского театра, Михайловского дворца и других зданий Петербурга). Наиболее известные их скульптуры:
  В. И. Демут-Малиновский («Похищение Прозерпины Плутоном», «Русский Сцевола»);
С.С. Пименов («Надгробие Н.И. Козловскому». «Геркулес и Антей»);
Совместная работа (Группа «Победа» на аттике арки Главного штаба) и др.
Талантливым скульптором был И. И. Теребенев, создавший значительное произведение — горельеф «Заведение флота в России», помещенный на здании Адмиралтейства. Одновременно с изображением Петра I, аллергическими античными образами, он впервые представляет русских труженников, что было необычным явлением в монументальной скульптуре начала XIX в.
Одним из синтеза скульптуры и архитектуры можно считать статуи Барклая-де-Толли и Кутузова, поставленные у Казанского собора работы Б.И. Орловского.
  К высшим достижениям русской скульптуры этого времени принадлежат глубоко правдивые портретные бюсты крупнейших деятелей своего времени, созданные Шубиным, передавшим с большой остротой и реалистической правдивостью индивидуальный и социальный облик: Ломоносова, Павла I, Екатерины II.
Выдающаяся роль в русской скульптуре принадлежит П. К. Клодту, создавшему «Скульптурную группу на Аничковом мосту», памятник великому баснописцу И.А.Крылову, установленный в Летнем саду.
Оригинальные работы в области медальерного искусства принадлежат Ф.П.Толстому. Под впечатлением событий Отечественной войны 1812 г. он создал серию медальонов («Народное ополчение 1812 года», 1816; «Бородинская битва», 1816), принесшею ему подлинную славу. Его творчество способствовало развитию медальерного искусства.
  Во второй половине XIX века наступает время демократического реализма в скульптуре, основным представителем которого был М.М. Антакольский создавший статуи русских исторических деятелей, насыщенные глубоким психологическим содержанием: Иван Грозный, Пётр I, Нестор-Летописец, Смерть Сократа. 
Отдельные реалистические памятники создали А.М. Опекушин (Памятник А.С. Пушкину», М.О. Микешин «Памятник Богдану Хмельницкому».
  XIX век для России – это расцвет музыкального искусства, возникновение русской музыкальной классики. 
Основателем национальной музыкальной школы был М.И. Глинка, которому принадлежит первенство во всех жанрах – национальная опера, инструментальная музыка, романс. Почти все композиторы этого времени (А.А. Алябьев, А.Е. Варламов, Л.С.Гурилев, П.И.Чайковский и др.) неоднократно подчеркивали, что русское национальное творчество – постоянный источник их музыки. М.И. Глинка по этому поводу писал: «Создает музыку народ, а мы художники её только аранжируем». Основные концепции развивающейся русской национальной музыки:
- историческое соотношение национального с инокультурным (М. П. Мусоргский «Борис Годунов»), сказочным (Н.А. Римский – Корсаков «Садко»);
- лирико-психологическая (А.С. Даргомыжский «Русалка», П.И.Чайковский «Евгений Онегин»);
- трагедийная (П.И. Чайковский «Ромео и Джульетта»).
Наиболее ярко все новое в музыкальной культуре выразилось в пересмотре музыкальных традиций (интерес к внутреннему миру человека, философско-этическим проблемам), появлении специальных образовательных учреждений (консерваторий) и создании творческих содружеств («Могучая кучка», «Новая русская музыкальная школа», «Пятерка»). Главными их принципами были:
- выступление против академических рамок;
- идейные устремления под воздействием русских революционно-демократических позиций;
- развитие классических традиций М.И Глинки и А.С. Даргомыжского;
- опора на народное творчество;
- использование достижений композиторов Западной Европы.
  Больших высот в XIX в. достигло русское театральное искусство. Театры действовали не только в крупных городах России, но и в провинции. В репертуаре увеличивается количество пьес отечественных авторов (А. Н. Островского, А. В. Сухово-Кобылина, А. П. Чехова, А. М. Горького). Всемирную известность получила система работы актера над образом, предложенная К. С. Станиславским. Эпоха породила целую плеяду замечательных актеров: актриса московского Малого театра М. Н. Ермолова, петербургского Александринского театра П. А. Стрепетова, актер МХТ В. И. Качалов и мн. др.
  Таким образом, российское искусство XIX в. достигло больших успехов. Оно представляло творческий синтез мировых европейских достижений с национальной традицией.

fil00505.jpg

Сейчас на сайте

Сейчас 38 гостей онлайн

Статистика

Просмотры материалов : 8681443