1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Раздел 4. Тема 4.1. Историко-культурные преобразования России XVIII века и особенности развития иск

Раздел 4.
Тема 4.1. Историко-культурные преобразования России XVIII века и особенности развития искусства.

1. Основные тенденции развития культурных процессов.
2. Роль европеизации в искусстве.
3. Важнейшие стили и жанры в живописи.
4. Основные стили в архитектуре и скульптуре.
5. Формирование отечественной композиторской школы.
Семинарские (практические) занятия
Семинар 4.1.1. Становление национальных школ в искусстве.

1. Европейские художественные стили и их национальные особенности в России.
2. Формирование отечественной композиторской школы.
3. Создание архитектурной и скульптурной классики на национальных традициях.
Семинар 4.1.2. Процесс европеизации и тенденции развития национальной живописи.
1. Тенденции развития портретной живописи.
2. Русская и античная история в живописи классицизма.
3. Русская гравюра XVIII века.
Самостоятельная работа.
Задание 4.1.1 Анализ структурно - логических схем:

1. Классицизм в русской архитектуре XVIII века.
2. Основные представители барокко в русской архитектуре XVIII века.

Литература.
1. Архитектура русского барокко XVIII века. М., 2008.
2. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. М., 2000.
3. Искусство России XVIII века. М., 2004.
4. Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. М., 1992
5. Петинова Е.Ф. Русские живописцы XVIII века. СПб.,2002.
6. Популярная история русской живописи /Автор-сост. Е.А. Конькова. М., 2002.

Термины и определения. 
Барокко (итал. barocco — «странный», «причудливый») — стиль, для которого характерно тяготение к ансамблю и синтезу искусств, большая степень взаи¬мопроникновения архитектуры, скульп¬туры, живописи. Искусство барокко отли¬чается пышностью, экзальтацией образов; ему свойственны контрастность, напря¬жённость, динамичность образов, стремле¬ние к совмещению реальности и иллюзии
  Гравюра (франц. gravure) — вид графи¬ки, в котором изображение является от¬тиском рисунка, нанесённого на дерево, металл, и другие материалы 
«Елизаветинское рококо» - историко-региональный стиль русского искусства периода правления императрицы Елизаветы Петровны. Особенностью стиля рококо является вычурная линия в капризно изогнутых завитках с приросшими к ним длинными узкими раковинами с волнистыми или изорванными краями, крупные глазки, цветы и листья, сгруппированные самым неожиданным образом. Он проявился в архитектуре, создании интерьеров и мебели.
  Классицизм (от лат. classicus — «образ¬цовый») — идейно-художественное на¬правление и стиль XVII - XIX веков, характерной чертой которого является обращение к формам античного искусства как к идеальному эстетическому эталону, стремление к выражению возвышенных героических и нравственных идеалов, к логичным и гармоничным образам. В архитектуре - чёткость и геометризм форм, логичность планировки. В период кризиса характерны утопизм, идеализация.  
  Кунсткамера (нем. Kunstkammer — «ка¬бинет редкостей», «музей») — старинное название исторических, естественнонаучных, художественных коллекций, а также помещение для их хранения 
  Смальта – декоративная техника, мозаика из цветных стеклянных непрозрачных кубиков или пластинок.
  Шатёр — завершение центрических по¬строек (колоколен, башен, храмов и др.) в виде четырёхгранной или многогранной пирамиды либо конуса. хранения.

  Русская культура XVIII века начала развиваться под воздействием реформ Петра I и новых веяний, которые проявились уже в XVII веке, но Петр I придал этим слабым тенденциям ускорение и качественную определенность.
В сознании людей той эпохи преобразования Петра I рассматривались как точка отсчета новой эры в истории и культуре России. В XVIII веке страна пережила духовный переворот, суть которого заключалась в переходе от культуры преимущественно традиционной, религиозной и относительно замкнутой к культуре светской и европеизированной, все более отличающейся личностным началом.
Петровские реформы были сложным, неоднозначным по своим средствам и последствиям явлением. Преобладает мнение, что деятельность Петра I способствовала интеграции России в европейскую систему, его реформы не означали коренного разрыва с культурными традициями прошлого, а дали толчок к ускоренному социокультурному развитию страны, заложили основы светской русской культуры, науки и образования. Русская национальная культура XVIII века создала предпосылки всероссийской культуры последующего периода. В эпоху правления Петра I Россия получает широкое международное признание.
Развитие культурных процессов базировалось на таких тенденциях как абсолютизм, аристократизм, секуляризация и просвещение.
Провозглашая себя абсолютным монархом и будучи реформатором, Петр I окружил себя талантливыми исполнителями, деятельность которых была направлена на усиление власти, на создание конституционных прав, «способствующих бесправию всех сословий перед государственной властью и в первую очередь перед монархом»
Абсолютизм как тенденция развития цивилизации и культуры укреплялся на протяжении всего века и выразился в централизации государственной власти, бюрократизации управления, значительных изменениях национальной культуры.
Следующей тенденцией развития культуры XVIII века можно назвать аристократизм, который породило новое государственное устройство и бюрократическая система отношений. Петровские преобразования коснулись привычного положения и образа жизни первого сословия: был заменен принцип службы по происхождению – на новый – по личным качествам. Следствием чего стало становление нового дворянства, юридически закрепленное указом о единонаследии, по которому боярство и дворянство имели одинаковое право на собственность, которая переходила к одному наследнику, а большая часть становилась беспоместным дворянством, обязанным служить монарху, учиться, заниматься предпринимательством.
Все процессы европеизации в основном затрагивали дворянство, крестьяне по-прежнему придерживались традиционной культуры и системы ценностей, т.е. происходит социокультурный раскол общества.
Еще до Петра I начался процесс секуляризации церкви, а при нем он стал частью государственных реформ, основной целью которых было лишение церкви самостоятельности и подчинение государству. Начало было положено экономическим давлением: секуляризацией земель, отчуждением доходов церкви, а затем и созданием Духовной Коллегии или Синода с регламентом, подтверждавшим не только его государственный характер, но и подчинение монарху.
Реформы Петра I в области организации учебных и научных учреждений делали практически их независимыми. Вслед за Петром I наука восстала против церкви в лице М.В. Ломоносова, который вступает в открытую борьбу за независимость наук от церкви, за распространение научных знаний без регламента церкви, «… духовенству к учениям правду физическую для пользы и просвещения показующим, не привязываться, а особливо не ругать наук в проповедях».
Неудовлетворение церковью ставило проблемы, которые пыталась разрешить общественно-политическая мысль: это в первую очередь вопросы народного образования, развития национальной культуры, взаимоотношений с западной культурой.
Начиная с первых лет деятельности Петра I и до конца XVIII века можно выделить несколько периодов развития образования и просвещения, которые имели свои особенности и заложили основы системы образования, разработки методических принципов в образовании.
  Развитие школы невозможно было без книги, без учебника. Есть сведения, что при Петре I было издано книг значительно больше, чем с начала книгопечатания. Этому способствовала реформа шрифта, упростившая сложную кириллицу, была введена гражданская азбука. 
  Большую роль сыграл Петра I в сохранении искусства, основав в 1714 году первый в России музей – кабинет редкостей – Кунсткамеру, для которого было выбрано место самим царем. Он же даровал в музей не только свои ценности, но и организовывал специальные экспедиции с целью приобретения коллекций и отдельных экспонатов.
В XVIII веке с помощью регулярных экспедиций началось комплексное исследование страны, ее географии, этнографии, природных ресурсов и истории (В. Беринг, Д.Я. и Х.П. Лаптевы, С.П. Крашенинников, С.И. Челюскин и др.)
  Заявила о себе и отечественная техническая мысль. Развитие капитализма и промышленности ориентировало на практическую науку – появилось много отечественных изобретений, усовершенствований машин, станков (И.П. Кулибин – механик – самоучка, И.И.Ползунов – изобретатель паровой машины, А.К. Нартов – механик – изобретатель, сконструировавший разнообразные станки и предложивший новый способ отливки пушек и др.)
  В этот же период началось и становление отечественной исторической науки. В.Н.Татищев явился автором первого обобщающего труда – пятитомной «Истории Российской с древнейших времен». Исторические труды А.И. Манкиева, М.В. Ломоносова, М.М.Щербатова, И.Н. Балтина и др. позволяют видеть характерные признаки развития культуры на разных этапах истории Древней Руси и России.XVIII век был временем широкого и всестороннего расцвета русской художественной культуры. Реформы Петра дали возможность широко использовать богатейший опыт национальной художественной культуры Древней Руси, также привлекать европейские культурные достижения.

  Основной тенденцией в литературе является возрастание ее роли в общественной жизни. Она становится печатной и авторской, т.е. рассчитанной на широкого читателя. В ней появляется новый герой – гражданин, патриот, слуга отечества, человек умный, храбрый, обладающий хорошими знаниями, высокими моральными качествами, чаще всего - это дворянин, но не богатый, который сам определяет свою судьбу. Главное содержание литературного процесса обнаруживается в развитии новых форм, стилей и направлений. На русской почве возник интересный и своеобразный вариант культуры классицизма, так как он сложился на основе просветительской идеологии и был проникнут идеями социальной гармонии и естественного равенства людей. Основоположниками классицизма в русской литературе стали А.Д. Кантемир, А.П.Сумароков, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов.
Русский классицизм протекал в тех же условиях, что и европейский: абсолютная монархия, подъем научных знаний в условиях зарождающегося капитализма, желание возвысить разум, при помощи которого можно создать совершенное общество, и в тех же формах: строгая классификация жанров – ода, комедия, трагедия, а так же стилей.
  Каждый из названных авторов писал «оды похвальные», «оды духовные», «оды торжественные», «оды анакреонтические», а также сказки, басни, стихи, песни, пародии, которые писались совершенно иными стилями, которые М.В. Ломоносов отразил в своем труде «О штилях».
  Русский классицизм был явлением прогрессивным, способствующим созданию национальной литературы, формированию представления о новом герое, высокому росту поэтической культуры, привнесению в русскую литературу художественного опыта античности и Западной Европы.
  Под влиянием классицизма его наиболее яркие представители осуществили реформу русского стихосложения, Ломоносовым сделано описание русского разговорного языка, установлена система грамматических норм, что также способствовало успешному развитию литературы. В 60-е годы XVIII века начался кризис классицизма, стали складываться в литературе такие направления, которые не вписывались в строгие рамки классицизма, ему на смену приходит реализм – это отображение реального человека, его внесословной ценности и национальной обусловленности русского характера. Драматургия И.В. Фонвизина, творчество Н. Новикова, басни И.А. Крылова, поэзия Г.Р. Державина – яркое подтверждение тому.
  Новые веяния в культуре не обошли и живопись. Развитие иконописи в древнерусском стиле остановилось, новая церковная живопись была подчинена новой церковной архитектуре. Русские художники приобщаются к западной школе живописи. В их искусстве наблюдается усиление интереса к человеку, к его внутреннему миру. Живописцы овладевают техническими достижениями и приемами западных мастеров. Используют принципы реалистической передачи окружающего мира и многообразие образов и сюжетов. Например, портреты А. Матвеева, братьев Никитиных, И. Вишнякова, А. Антропова, И. Аргунова, Ф. Рокотова, Д. Левицкого, В. Боровиковского. 
   В портретной живописи с одной стороны закладываются лучшие традиции искусства, а с другой – придворное направление, парадное, соответствующее требованиям заказчика. самостоятельно овладевали приемами портретного искусства. В отличие от иностранцев, они стремились преодолеть поверхностное восприятие натуры и создавали произведения, полные энергии, выразительности и яркой красочности. 
  В начале XVIII столетия в русском искусстве возникает историческая живопись как самостоятельный жанр. Однако своего наивысшего развития она достигает во второй половине века в творчестве А. Лосенко, И. Акимова, П. Соколова и Г. Угрюмова. Эта группа художников была тесно связана с молодой Академией, которая всячески опекала историческую живопись, считая ее самым значительным и самым «благородным» из всех художественных жанров. Историческая картина, воспевая прошлое русского народа, призвана была воспитывать у современников любовь и уважение к России, возбуждать в них стремление следовать героическому примеру предков. А. Лосенко писал портреты и картины на темы русской и античной истории, в которых пытался соединить академическую трактовку с раскрытием сложных этических конфликтов. Г. Угрюмов создавал монументальные патетико-патриотические композиции на темы русской истории. В его произведениях запечатлены образы Александра Невского, Ивана Грозного, Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.
  В эпоху петровских реформ большое значение придавалось гравюре, оно наиболее полно отражала успехи политического и культурного строительства русского государства. Гравюра существовала в форме книжной иллюстрации, самостоятельных станковых произведений. Достаточно сказать, что типография Киприанова полностью специализировалась на размножении гравюр: они рассылались по стране, в зарубежные государства с целью демонстрации успехов в России. В основном гравюры были посвящены деятельности Петра I, Санкт-Петербургу и его окрестностям. Гравюры создавались известными художниками А. Зубовым, Ж. Симоном, А. Ростовцевым, М. Мартеном и другими 
   Большую роль в истории русского изобразительного искусства сыграла созданная в 1757 году в Петербурге Академия художеств, ставшая вскоре центром художественной жизни страны. Академия художеств была не только школой, в которой получали образование сотни молодых художников, она объединяла вокруг себя лучших представителей изобразительного искусства — живописцев, скульпторов, архитекторов и графиков. Академия давала своим ученикам основательные знания в области рисунка, живописи, лепки, анатомии, перспективы. Первые же выпуски Академии показали высокий уровень подготовки ее питомцев. Академия быстро превратилась в одно из лучших художественных учебных заведений Европы.
  XVIII век – это век новой архитектурной школы, век гражданского строительства. Нельзя отрицать, что очень многое, особенно в Петербурге и Москве строили иностранные архитекторы, было много и заимствований из европейского опыта, но уже строились и отечественные шедевры, творения рук русских мастеров, иногда безвестных: Меншикова башня, Церковь Преображения в Кижах и некоторые другие. В Меншиковой башне своеобразно объединяются мотивы церковного сооружения и чисто светские элементы.   Здесь применена традиционная схема церковного зодчества предшествующего времени - восьмерик на четверике. Однако она сочетается здесь с ордерными элементами и увенчивавшим некогда здание высоким шпилем. 
  Большие возможности для дальнейшего интенсивного развития русского зодчества раскрылись в строительстве нового города на берегах Невы - Петербурга, заложенного первоначально как порт и крепость, но вскоре превращенного в столицу. Хотя строительство Петербурга шло в трудных напряженных условиях Северной войны, тем не менее в нем с самого начала трудились замечательные архитекторы. Наиболее крупным среди них был Доменико Трезини, соорудивший Петропавловский собор и Петровские ворота в Петропавловской крепости, спроектировавший громадное здание Двенадцати коллегий, главного административного учреждения страны (ныне Ленинградский университет), и Гостиный двор. Здания, построенные Доменико   Трезини, способствовали формированию характерных приемов нового стиля русского барокко. Они отличались рациональностью планов и конструкций, а также умеренным пластическим убранством фасадов.
   Что касается архитектурных стилей, то в первой половине века господствовал барокко, а во второй классицизм, хотя ряд русских архитекторов второй половины века продолжал традиции, сложившиеся в Москве в начале века, - московское барокко (В.И. Баженов – Дом Пашкова в Москве, М.Ф. Казаков – Здание Сената в Московском Кремле).
  В русской скульптуре с начала XVIII в. совершается переход от средневековых религиозных форм к светским. Развиваясь в русле общеевропейских стилей - барокко и классицизма, она сочетает пафос утверждения новой государственности, а затем и просветительских гражданских идеалов с осознанием новооткрытой пластической красоты реального мира. Во второй половине XVIII в. начинается настоящий расцвет русской скульптуры. Известные архитекторы Шубин, Гордеев, Козловский, Щедрин, Прокофьев, Мартос – каждый сам по себе был ярчайшей индивидуальностью, оставил свой след в искусстве. Они стремятся воплотить в мужском образе черты героической личности, а в женском – идеально-прекрасное, гармоничное, совершенное начало. Но русские скульпторы толкуют эти образы не в отвлеченно-абстрактном плане, а вполне жизненно. Поиск обобщенно-прекрасного не исключает всей глубины постижения человеческого характера, стремления передать его многогранность. Это стремление ощутимо в монументально-декоративной пластике и станковой скульптуре второй половины века, но особенно – в жанре портрета. 
Реформы XVIII века затронули театральное и музыкальное искусство. Появляются государственные театры, часть частных становится общедоступными, развивается школьный театр. Преобладающая тематика театров носит светский характер, создается национальный репертуар, утверждаются жанры драмы, комедии, трагедии, оперы, закладываются основы театрального образования и театральной критики.
  Итак, не смотря на то, что реформаторская деятельность императоров в России XVIII века не может быть оценена однозначно, нельзя не согласиться с теми, кто утверждает, что реформы этого периода позволили России занять одно из достойных мест в системе государств Европы, стать в ряд прогрессивного культурного развития, оставляя при этом основой формирования культуры свои национальные традиции.

3.jpg

Сейчас на сайте

Сейчас 24 гостей онлайн

Статистика

Просмотры материалов : 8561730