1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Тема 2.2. Искусство исторического периода формирования великорусской народности

Раздел 2.

Тема 2.2. Искусство исторического периода формирования великорусской народности (2-я половина XIII – XV):

1. Исторические процессы, определившие содержание искусства Руси и направления её развития в период формирования великорусской народности.
2. Отражение борьбы с внешними врагами в живописи и книжной миниатюре.
3.Расцвет иконописного искусства. Школа Андрея Рублева.
4. Возрождение русской архитектуры.
Семинарские (практические) занятия
Семинар 2.2.1. Возрождение русского искусства после татаро-монгольского ига.
1. Монументальное зодчество государственного характера.
2. Расцвет иконописного искусства.
3. Традиции Андрея Рублева и московская школа живописи.
4. Расцвет прикладного искусства.
Самостоятельная работа.
Задание 2.2.1 Роль христианства в развитии древнерусского искусства. Реферат.
Литература.
Барская Н. Сюжеты и образы древнерусской иконописи. М., 1993.
Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. – М., 1993.
Древнерусское искусство. – СПб., 2004.
Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство: Учебник. – М., 2000.
Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI в. М., 1983.
Любимов. Л.Д. Искусство Древней Руси. М., 2004.
Флоренский П. А. Избранные труды по искусству. – М., 1996.

Термины и определения.
Деисус - древнерусское название композиции, изображающей Христа и обращённых к нему в молитвенных позах Богоматери и Иоанна Предтечи. 
Елеуса – иконографический тип изображения Богоматери с младенцем – Иисусом на руках, прижимающейся к нему щекой.
Искусство монументальное – род искусства, включающий архитектурные сооружения, скульптурные монументы, рельеф, стенную роспись, мозаику, витражи и др. Объединяющим началом выступает участие в создании монументального образа, выражающего и пропагандирующего господствующие идеи своего времени, своей эпохи.
Иконопись — иконописание, написание икон. В наиболее общем смысле это — создание священных изображений, предназначенных быть посредником между миром Божественным и земным при индивидуальной молитве или в ходе христианского богослужения, одна из форм проявления Божественной истины.
Историческая живопись – жанр, основанный на изображении сцен из классических источников, мифологии, Библии, литературных произведений.
Книжная миниатюра – не просто дополнение к тексту, она превращает рукопись в единое вербально-визуальное пространство. Среди дошедших до нас рукописных книг Древней Руси особую ценность представляют иллюстрированные рукописи. Их именуют лицевыми, так как миниатюры, которыми они украшены, наши предки называли «лицами».
Рельеф – в скульптуре, в частности – в монументальной скульптуре – резные фигуры и другие формы, выступающие на основном фоне. В зависимости от степени выпуклости различают: барельеф (низкий), полувыпуклый рельеф и горельеф (высокий).
Темпера -– живопись красками, в которых связующим веществом для порошковых пигментов служат растворимые в воде эмульсии, например яичный желток. Темпера отличается насыщенными прозрачными красками. Темпера была основной краской в древнерусской живописи. 
Фоновая информация.
Одним из исторических процессов, определивших содержание искусства Руси и направления её развития в период формирования великорусской народности, является серьезная феодальная раздробленность. Тенденции феодальной раздробленности, начавшиеся с борьбы за власть между наследниками Ярослава Мудрого, привели к тому, что с середины XII в. феодальная раздробленность окончательно утверждается на Руси. На месте единого государства образовался ряд независимых княжеств. Русь распалась на много княжеств, которые были лишь в формальной зависимости от Киева. 
Наиболее крупные и влиятельные государственные образования периода феодальной раздробленности были: Владимиро-Суздальское, Галицко-волынское княжества и Новгородская республика.
Владимиро-Суздальское княжество находилось на северо-востоке Руси, куда в XI – XII веках переселяется значительная часть населения с южных земель, которые постоянно разорялись кочевниками. В результате этого переселения осваиваются новые территории, распахиваются новые земли, возникают новые центры ремесла и торговли, среди которых выделялись Владимир и Суздаль.
Галицко-волынское княжество располагалось на юго-западе Руси, было образовано в конце XII века в результате объединения Галиции и Волыни князем Романом Мстиславовичем. Благодаря теплому климату и плодородной земле здесь успешно развивалось земледелие. Соседство с европейскими странами способствовало развитию ремесла и торговли. Но это соседство имело и негативную сторону – постоянные набеги со стороны Польши, Венгрии создавали серьезную угрозу независимости княжества. 
Новгородская феодальная республика занимала северо-западные территории Руси и существенно отличалась от других русских земель своей экономикой и государственным устройством. Выгодное географическое положение – Новгород стоял у начала известного торгового пути «из варяг в греки» - способствовало процветанию торговли и ремесленного производства и формированию особого социально-политического строя – феодальной республики. 
Следующим фактором, обусловившим особенности этого периода можно считать татаро-монгольское иго. Из истории известно, что враги вторглись и прошли через все русские княжества и их центры вплоть до Новгорода. 
Татаро-монгольское нашествие принесло неисчислимые бедствия и повсюду сопровождалось уничтожением материальных и духовных ценностей. Естественно наметился резкий спад в развитии всех областей художественной культуры. 
Прекратилось строительство каменных зданий, утратилось искусство художественного ремесла, сузились масштабы летописания, непрерывную линию которого продолжил лишь Великий Новгород, не затронутый татаро-монгольским завоеванием, хотя его культура также пострадала, но от немецко-шведской агрессии.
Нарушились в это время торговые и культурные взаимоотношения и не только с другими странами, но и внутри Руси. Она была раздроблена, ослаблена, братоубийственные распри также не позволяли налаживать контакты, тем более внешние связи.
Именно в этих условиях на основе древнерусской народности стали складываться три основные народности на громадной территории Руси – великорусская, украинская и белорусская. Южные и западные русские земли стали объектом экспансии Польши и княжества Литовского.  
В русской историографии отражено неоднозначное отношение к татаро-монгольскому игу, но если обратиться к источникам литературы, искусства, то можно увидеть основную тему, что татаро-монгольское нашествие нанесло серьезный урон Руси. 
Например, «Повесть о разорении Рязани Батыем». В ней описывается Батыево нашествие: «… храмы божии разорили и во святых алтарях много крови пролили. И не осталось в городе ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ни плачущего - ни отца и матери о детях, ни детей об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мертвые. И было все то за грехи наши.

Image

И. Глазунов. Нашествие.

И увидел безбожный царь Батый страшное пролитие крови христианской, и еще больше разъярился и ожесточился, и пошел на город Суздаль и на Владимир, собираясь Русскую землю пленить, и веру христианскую искоренить, и церкви божии до основания разорить». 
В повести много иллюстраций, написанных на эту тему. Более того известные русские художники по историческим событиям этой повести создали картины, которые в последующие периоды русской истории позволяют увидеть эти события.
Много произведений посвящено Куликовской битве: «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище» и особенно князю Дмитрию Ивановичу.
«Задонщина»: «Как милый младенец у матери своей земля русская: его мать ласкает, за баловство розгой сечёт, а за добрые дела хвалит. Так Господь Бог помиловал князей русских, великого князя Дмитрия Ивановича и брата его, князя Владимира Андреевича, меж Доном и Днепром на поле Куликовом, на речке Непрядве. И сказал великий князь Дмитрий Иванович: «Братья, положили вы головы свои за землю за Русскую и за веру христианскую. Простите меня и благословите в этом веке и в будущем. Пойдём, брат Владимир Андреевич, во свою Залесскую землю к славному городу Москве и сядем на своём княжении, а чести и славного имени мы добыли».
«Сказание о Мамаевом побоище»; «Начало повести о том, как даровал бог победу государю великому князю Дмитрию Ивановичу за Доном над поганым Мамаем и как молитвами пречистой богородицы и русских чудотворцев православное христианство — Русскую землю бог возвысил, а безбожных агарян посрамил». 
Исторический факт Куликовской битвы представлен на полотнах О.Кипренского «Дмитрий Донской на Куликовом поле», А Бубнова «Утро на Куликовом поле»

Сюжет взят из «Истории российской» В. Н. Татищева, по которой была составлена программа для выпускников Академии художеств: «Представить великого князя Димитрия Донского, когда по одержании совершенной победы над Мамаем оставшиеся князья русские и прочие воины, сошедшись на место сражения, не знали, где находится их великий князь; знали только, что под ним были убиты три лошади, и сам он тяжело был ранен. Они находят его в роще при последнем почти издыхании; кровь струилась еще из ран его: но радостная весть о совершенном поражении татар оживляет умирающего великого князя».
«Утро на Куликовом поле». Художник не раскрывает перед нами широкую панораму битвы и не рассказывает о каком-либо эпизоде. Им необыкновенно удачно выбран момент ожидания битвы, ожидания, полного едва сдерживаемого нетерпения, проникнутого верой в победу.
Русские князья Даниил Романович Галицкий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо первыми в своей политике ставили вопросы объединения русских земель, что было прервано монголо-татарским нашествием. И только в начале XIV века тенденции раздробленности сменяются тенденциями к объединению.
Иван Калита:
- установил мирные отношения с Ордой, добился покоя «от насилья татарского, и была оттоле тишина по всей земли»;
- призвал в Москву митрополита, что сделало её духовным центром Руси;
- провозгласил новый порядок наследования;
- распространил свое влияние на многие земли Северо-Восточной Руси.
В княжение Дмитрия Донского Москва утвердила свое руководящее положение в русских землях. Дмитрий Донской впервые передал великое княжение Василию I без санкции Золотой Орды, канонизирован Русской православной церковью. Своим сыновьям он оставил Московское княжество, которое за 30 лет его правления увеличилось в несколько раз. 
Известный русский историк Б.А. Рыбаков правление Ивана III характеризовал: «Изумленная Европа, в начале царствования Ивана III едва замечавшая существование Московии, стиснутой между Литвой и татарами, - была ошеломлена внезапным появлением огромного государства на ее восточных границах». 

Итак, формирование великорусской народности началось вокруг Москвы: выгодное географическое положение, удачная политика московских князей и мощный подъем национально-патриотических чувств после Куликовской битвы. Все это наметило пути освобождения от ига и возрождения культуры, возвращения к древнерусским истокам. Стали также устанавливаться связи и, в первую очередь, с болгарской и сербской культурами. Турецкое нашествие на эти страны способствовало переселению просвещенных людей на русские земли (Митрополит Киприан, Пахомий Логофет, Григорий Цамблак, Лазарь и др.)
С возвышением Москвы возрастает значение летописания и в первую очередь создание общерусских летописных сводов, в которые вошли повести исторического и национально-патриотического характера, произведения Куликовского цикла. 
Московское летописание было тесно связано с процессами объединения русских земель вокруг Москвы, выполняло функцию идеологического обеспечения этих процессов. В нем нашли яркое выражение идеи политической консолидации. Летописцы стремились показать роль Москвы как общерусского центра, собирательницы Руси.
Основные летописи рассматриваемого периода: «Летописец Великий Русский», «Троицкая летопись».
Наряду с ростом национального и государственного самосознания, борьбой объединительных тенденций характерной чертой культуры XIV- XV вв. было появление нового отношения к человеку, что проявилось в житийной литературе, жанре агиографии, в центре которого стояла судьба человека.
Из агиографического жанра можно выделить работы Епифания Премудрого («Житие Стефана Пермского». «Житие Сергия Радонежского»), Пахомия Логофета («Житие митрополита Алексея», «Житие Варлаама Хутынского») и привести пример повествования из «Жития Александра Невского»: «И красив он был, как никто другой, и голос его - как труба в народе, лицо его - как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему бог премудрость Соломона, храбрость же его - как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую. Князь Александр - побеждал, но был непобедим».
Появляется и такой жанр в литературе как «хожения» или «хождения». Например, «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина. Перед нами предстают восточные страны, увиденные глазами русского человека XV в., изложившего увиденное и пережитое простым безыскусным языком.
Все летописи и произведения агиографического жанра дополняют книжные миниатюры, являясь историческим источником, имеющим собственную специфику, прежде всего в отношении историко-бытовых реалий рассматриваемого периода (изображения предметов материальной культуры, одежды и вооружения, архитектурных памятников и т. д.).
Миниатюры несут дополнительную по отношению к письменному источнику информацию, вносят новое понимание в трактовку летописного материала.
Историческая действительность передавалась в них часто условными и схематичными, но всегда строгими и продуманными средствами художественного выражения

В художественной культуре появились новые формы и технические решения.
Основными школами зодчества были Московская и Новгородская, их объединяла монументальность, но для первой характерна устремленность вверх, а для второй – традиции домонгольского периода – сила и мощь, близость к романскому стилю.
Возрождение русской архитектуры раньше всего возобновилось в Новгороде, менее всех пострадавшем от монгольского нашествия. Новгородскими архитекторами были созданы оригинальные типы храмов, значительно отличавшиеся от византийских канонов. Для новгородских храмов таких, как Федора Стратилата и Спаса Преображения на Ильине характеризует высота, одноглавие и подчеркнуто нарядный декор, стены украшены вставными каменными крестами, свободно разбросанными на стене нишами, фресковыми изображениями

Москва отличалась монументальным зодчеством, носящим государственный характер. Период расцвета и становления Московского княжества был временем усиленного каменного строительства. Построены Соборы Успенский, Спаса Андроникова монастыря, Троицкий Троице-Сергиевой лавры, которые во многом восходят к владимирской архитектуре XII в. Но в них появился и целый ряд новых черт, среди которых нужно отметить простоту наружного декора, отсутствие рельефов и использование известняка как основного строительного материала.
В центре Москвы были построены Грановитая палата и Благовещенский Собор Грановитая палата была заложена архитектором Марко Фрязином как парадный тронный зал для торжественных приемов в новом великокняжеском дворце Ивана III. Строительство ее закончил в конце XV века архитектор Пьетро Антонио Солари. Квадратная в плане палата, перекрытая сводами, опирающимися на стены и центральный столб, – наиболее распространенный в русской гражданской архитектуре ХV-ХVI веков тип зальных помещений.


Image
Грановитая палата и Благовещенский собор
Удивительным архитектурным памятником считают Успенский Собор в Дмитрове — правильное по пропорциям и стройное здание. Его строители явно взяли за образец Архангельский собор Московского Кремля, в нем можно увидеть множество архитектурных деталей, заимствованных из творения Алевиза Нового.

Впрочем, многие московские соборы, построенные итальянскими зодчими, дали толчок к осмыслению и творческому использованию новых архитектурных веяний (а отнюдь не подражаний), и приемы московского строительства с начала XVI века широко использовались по всей Северо-восточной Руси.
.  Живопись стала отличаться большей свободой, ярко выраженным стремлением к раскрытию образа во всей сложности его психологических и эмоциональных состояний. Русские, учась иконографическим традициям у иностранных художников, создавали собственные стили, школы живописи. Их интерпретации библейских сюжетов отличаются от византийских, их росписи проникнуты духом примирения, радости и умиления. Именно деятельность А. Рублева и художников его школы позволила назвать XV век – «золотым веком» стенной живописи.
Расцвет монументальной живописи Новгорода XIV века во многом связан с именем художника Феофана Грека, который приехал на Русь из Византии.  
Феофан расписал новгородскую церковь Спаса Преображения на Ильине. Все композиции, представленные в этой церкви (Христос Пантократор, Даниил Столпник, Ангел, Фрагмент композиции «Поклонение жертве») несут индивидуальную характеристику святых, и все его образы наделены суровыми и сильными характерами. Их переполняют бурные страсти, но внешне они сдержанны.

Фрески в храме Спаса Преображения в Новгороде, написанные Феофаном Греком.
По свидетельству летописи, в 1405 году Феофан Грек, переехавший из Новгорода, совместно с двумя художниками Прохором с Городца и Андреем Рублевым расписывает Благовещенский собор Кремля. Усилиями трех художников был выполнен один из первых известных нам русских иконостасов (состоящая из икон стена, отделяющая алтарную часть от основного пространства храма).
Деисусный, самый ответственный ряд был выполнен Феофаном. Центральная икона этой композиции - сидящий на троне Христос. По сторонам от него - Богоматерь и Иоанн Предтеча, которые молятся перед Христом, прося у него заступничества за людей. Андрей Рублев вместе с Прохором с Городца писали иконы праздничного ряда. 

Феофан Грек. Иконы из деисусного чина иконостаса Благовещенского собора
Следующий период в творчестве Рублева, время его зрелости как художника, наступает тогда, когда он вместе с Даниилом Черным расписывает Успенский собор во Владимире. Из фресок, когда-то покрывавших все стены собора, сохранилась огромная композиция Страшного суда. Парящий в круглом ореоле из серафимов Христос правой рукой указывает путь праведникам, левой - грешникам. Рублев вводит в русское искусство новую трактовку образа Христа и, следовательно, иначе, чем его предшественники, истолковывает сцену Страшного суда. Христос изображен не как грозный судия, карающий без пощады людей. Христос Рублева - это человек, любящий людей, желающий им помочь: потому что не сверхъестественную мощь и божественность, а близость к людям хотел воплотить художник в его изображении. Во фресках Успенского собора во Владимире проявился тот гуманизм, который стал основной чертой творчества великого живописца. 
Для каменного Троицкого собора, построенного на месте погребения Сергия Радонежского, была написана А. Рублевым икона «Троица». Сергий, настоятель Троицкого (затем ставшего Троице-Сергиевым) монастыря, в котором прошла юность Андрея Рублева, был страстным проповедником объединения Руси. Идея единства - основная и в иконе. Она написана в память о Сергии. Здесь нет той повествовательности, тех бытовых черт, которые были характерны для всех предшествующих Рублеву изображений на эту тему. Построение по кругу создает настроение торжественного покоя.     Центральный ангел благословляет стоящую на столе чашу - символ страданий Христа, его жертвы, принесенной им ради людей. Ангелы склонили головы, объединенные общими чувствами и мыслями. Гармония подчеркивается и цветом. Синий в сочетании с золотом и охрой придает колориту особое благородство. Яркий чистый голубой цвет, или, как его называют, голубец звучит каждый раз по-новому, но особенно интенсивен в центре иконы, сочетаясь с малиновым хитоном среднего ангела.
Рублев был многосторонним художником. Он проявил себя не только как создатель фресок, иконописец, но и как иллюстратор книги. Одна из миниатюр «Андрей Рублев пишет образ Спаса Нерукотворного» на западной стене Спасского собора. Фрагмент миниатюры лицевого списка Жития Сергия Радонежского.

В последние годы своей жизни Андрей Рублев расписал огромный многорядный иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Здесь он работал вместе с учениками (Даниил Черный, Дионисий и др.), которые осуществляли замысел своего учителя. Многие работы учеников очень близки его творчеству.

Прикладное искусство
Особый раздел прикладного искусства после татаро-монгольского периода составляет мелкая пластика — миниатюрная резьба по дереву, камню, кости, медное и серебряное литье. 
Большое значение имели оклады икон. Оклады для икон изготовлялись отдельно и закреплялись на них гвоздями. Они бывают из металлов, тканей с шитьем и даже резные деревянные, покрытые левкасом (грунт на меловой основе) и позолотой. Закрывали окладами не всю живописную поверхность, а преимущественно нимбы (венцы), фон и поля иконы и реже - почти всю ее поверхность за исключением изображений голов (ликов), рук и ног.

Начали создавать гербы. Известны гербы Александра Невского, но, к сожалению, многие историки отмечают, что достоверного описания их нет.
Изготовлялись вислые свинцовые печати, привешивавшиеся на шнурах к средневековым официальным документам.

Особое значение в прикладном искусстве играло создание фибулы, являющейся одновременно застежкой и украшением.
Много прикладного искусства создавалось на основе кости. Именно «Звериный», растительный и геометрический орнамент присутствовал в основном в резьбе по кости. Очень часто из кости создавались иконы с изображением святых, нательные кресты.
Из дерева строились жилища и крепостные сооружения, делались мебель и домашняя утварь, посуда и инструменты, игрушки для детей 
Художественные поделки из стекла и янтаря были очень красивыми, но, к сожалению, пользоваться ими могли далеко не все.  
В прикладном искусстве очень часто использовались камень и глина. Из них создавались картины, посуда и даже подсвечники. Не могли обойтись в рассматриваемый период без изделий из железа и бронзы: ножи, ножницы, ключи, конские удила и т.д.
На протяжении первой половины XV века в Москве было создано немало памятников шитья. Вплоть до XVI века шитье выполнялось в основном гладью. Разноцветные шелка, которые применяли мастерицы, придавали этим произведениям особую красочную насыщенность. Золотые и серебряные нити вводились очень сдержанно, не утяжеляя общей радостной гаммы.
Считается, что у истоков такого искусства стоял Андрей Рублев. Именно он первый предложил сделать покров с вышитым изображением Сергия Радонежского. Такие покровы с изображением святых создавались в последующее время.



0301.jpg

Сейчас на сайте

Сейчас 24 гостей онлайн

Статистика

Просмотры материалов : 8561702